Вырождение писателей и художников по Максу Нордау

Книга Макса Нордау «Вырождение» начинается обращением к Чезаре Ломброзо:

«ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Профессору Чезаре Ломброзо

Многоуважаемый и дорогой учитель! Я посвящаю эту книгу Вам, чтобы  с чувством удовлетворения публично засвидетельствовать факт, что без Ваших  работ она не могла бы быть написана.

Понятие о вырождении, первоначально научно обоснованное Морелем и гениально  разработанное Вами, дало, благодаря Вашим трудам, богатые плоды  в самых разнообразных отраслях знания. Вы пролили поток света на многочисленные вопросы психиатрии, уголовного права, политики и социологии; свет этот не видят только те, кто из упрямства умышленно закрывает глаза или настолько подслеповат, что даже самое яркое освещение ему помочь не может.

Но есть обширная и важная область, в которую ни Вы, ни Ваши ученики ещё  не внесли светоча Вашего метода: это искусство и литература.

Процесс вырождения распространяется не только на преступников, проституток,  анархистов и умалишенных, но и на писателей и художников, и последние  представляют в духовном, а по большей части и в физическом отношении  характеристические черты, свойственные членам той же антропологической семьи,  хотя и удовлетворяют болезненные свои наклонности не ножом или динамитом,  а пером или кистью.

Некоторые из представителей вырождения в литературе, музыке и живописи  вызывают чрезвычайный шум за последние годы и прославляются многочисленными  своими поклонниками как творцы нового искусства, как провозвестники  полного обновления в наступающем столетии.

К этому явлению нельзя относиться безучастно. Книги и произведения  искусства сильно влияют на массы. Из них данная эпоха черпает свои этические  и эстетические идеалы. Когда они безрассудны и противообщественны, они путают  и извращают понятия целого поколения. Поэтому необходимо предостеречь его  и разъяснить ему истинное значение произведений, вызывающих слепое поклонение, особенно же надо предостерегать молодёжь, отличающуюся впечатлительностью и легко увлекающуюся всем необыкновенным и на вид новым. Ходячая критика этой  задачи не исполняет. К тому же исключительно литературно-эстетическая подготовка  хуже всего содействует уяснению себе патологического характера этого рода  произведений. Художественная критика излагает с претензией на остроумие более  или менее мило или высокопарно только субъективные впечатления, навеянные  этими произведениями; но она не в состоянии уяснить себе вопросов, не являются ли  они плодом больного ума и какого рода душевная болезнь в них проявляется.

Поэтому я сделал попытку подвергнуть модные течения в литературе и искусстве  анализу, руководствуясь Вашим методом, и выяснить, что они вызываются  вырождением их виновников и что лица, увлекающиеся ими, в сущности,  увлекаются только проявлением более или менее ясно выраженной психопатии,  слабоумия или даже сумасшествия».

Макс Нордау, Вырождение. Современные французы, М., «Республика», 1995 г., с. 21.