Стадии развития интеллекта у ребёнка по Жану Пиаже


Жан Пиаже предложил и неоднократно возвращался к стадиям развития интеллекта у ребёнка, поэтому я привожу этот текст в виде реферата:


«В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта - на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы.

Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».

а) Стадия центрации ребёнка на своем собственном теле до (7-9 месяцев)

0-1 мес. - упражнение рефлексов.
1-4,5 мес. - простые навыки и первые круговые реакции. 4,5-8-9 мес. - координация зрения и хватания;
вторичные круговые реакции.

б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.

8-9 - 11-12 мес. - дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.

11-12 - 18 мес. - дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.

18-24 мес. - начало интериоризации схем решения некоторых проблем путём дедукции.

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.

а) Стадия дооперационального интеллекта

Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символических функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.

Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.

Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребёнка в этот период следуют за образными представлениями).

2-4 года - появление символической функции, начало интериоризации схем действий.

4-6 лет - интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.

6-8 лет - интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.

б) Стадия конкретных операций

Постепенное развитие знаково-символических функций ведёт к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений.

Группировка - закрытая обратимая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.

8-10 лет - простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.

9- 12 лет - система операций: система координат, проективные понятия. Период пропозициональных или формальных операций

С 11 - 13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру.

12-14 лет - становление формальных операций: гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика.

От 13-14 лет - достижение формальных операций: структура «решётки» и группа четырёх трансформаций (INRC).

Группировки из операций и схем формируются в трёх основных сферах:

- в области операций с дискретными элементами - логические операции;
- в области операций с непрерывными величинами - инфралогические операции;
- в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях».

Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии: М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 260-261.

 

Развитие абстрактного мышления у детей по Жану Пиаже.