Функции философии по Г.В. Плеханову

«По мнению Лабриола, философия в своем историческом развитии частью сливается  с теологией, а частью представляет собою развитие человеческой мысли в её  отношении к предметам, входящим в круг нашего опыта. Поскольку она отлична  от теологии, она занимается теми же задачами, на решение которых  направляется научное исследование, собственно так называемое.

При этом она  или стремится опередить науку, давая свои собственные гадательные решения,  или просто резюмирует и подвергает дальнейшей логической обработке решения,  уже найденные наукой. И это, конечно, справедливо. Но здесь ещё не вся  истина. Возьмём новую философию. Декарт и Бэкон считают важнейшим делом  философии умножение естественнонаучных знаний с целью увеличения власти  человека над природой. В их время философия занимается, следовательно, как  раз теми самыми задачами, которые составляют предмет естественных наук.  Можно думать поэтому, что даваемые ею решения определяются состоянием  естествознания.

Однако это не совсем так. Тогдашнее состояние естественных  наук не может объяснить нам отношения Декарта к некоторым философским  вопросам, например к вопросу о душе и т. п., но это отношение хорошо  объясняется общественным состоянием тогдашней Франции. Декарт строго разделяет область веры от области разума. Его философия не  противоречит католицизму, а, напротив, старается подтвердить новыми  соображениями некоторые его догматы. В этом случае она хорошо выражает собою  тогдашнее настроение французов. После продолжительных и кровавых волнений  XVI века во Франции является всеобщее стремление к миру и порядку. В области  политики это стремление выражается сочувствием к абсолютной монархии; в  области мысли - известной религиозной терпимостью и стремлением избегать тех  спорных вопросов, которые напоминали бы о недавней гражданской войне. Такими  вопросами были религиозные вопросы.

Чтобы не касаться их, надо было  разграничить область веры от области разума. Это и было сделано, как мы  сказали, Декартом».

Плеханов Г.В., О материалистическом понимании истории / Избранные философские произведения в 5-ти томах, Том 2, М., «Госполитиздат», 1956 г., с. 263.


Философия могла бы сказать: «Я исполнила свой долг, я могу уйти», так как в будущем точная наука должна сделать бесполезными гипотезы философии».

Плеханов Г.В., Очерки по истории материализма / Избранные философские произведения в 5-ти томах, Том 2, М., «Госполитиздат», 1956 г., с. 148.

 

Закон трёх стадий Огюста Конта