Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Эксперименты и моделированиеСоздание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
X
Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Эксперименты и моделированиеСоздание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
X
«По Канту, вещи в себе не таковы, какими мы их воспринимаем, и их взаимоотношения в действительности тоже не таковы, какими они нам представляются; если мы отвлечёмся от субъективной организации наших чувств, все свойства, все соотношения предметов в пространстве и времени и сами пространство и время исчезают, потому что всё это существует только как феномен, т. е. только в нас. Природа вещей, рассматриваемая в них самих и независимо от этой нашей собственной способности восприятия, нам совершенно неизвестна. Относительно этих вещей мы знаем только то, каким образом мы их воспринимаем: следовательно, вещи принадлежат к области непознаваемого. В этом материалисты далеко не согласны с Кантом.
По Канту, мы знаем о вещах только тот способ, каким мы их воспринимаем. Но если наше восприятие вещей совершается, то это потому, - всё по Канту, - что вещи действуют на нас. Феномены являются продуктами воздействия на нас вещей в себе, нуменов. Но воздействовать - значит уже находиться в отношениях. Кто говорит, что предметы (или вещи) в себе воздействуют на нас, говорит, что он знает некоторые из отношений этих предметов, если не между собой, то, по крайней мере, между ними, с одной стороны, и нами - с другой. Но если мы знаем отношения, существующие между нами и вещами в себе, мы знаем также, - при посредстве нашей способности восприятия, - отношения, существующие между самими предметами. Это не есть непосредственное знание, но это знание, и раз мы им обладаем, мы не имеем больше права говорить о невозможности знать вещи в себе.
Знать - это предвидеть. Раз мы можем предвидеть явление (феномен), мы предвидим действие на нас некоторых вещей в себе. И вся наша промышленность, вся наша практическая жизнь основана на подобном предвидении. Следовательно, положение Канта не может быть поддержано. Всё, что в нём есть верного, уже было высказано французскими материалистами до Канта: сущность материи для нас непонятна [incomprehensible], мы постигаем её только сообразно её воздействию на нас».
Плеханов Г.В., О мнимом кризисе марксизма / Избранные философские произведения в 5-ти томах, Том 2, М., «Госполитиздат», 1956 г., с. 340.