Эффект творческого катарсиса по С. О. Грузенбергу

«Творчество как сложная, по природе своей, душевная деятельность художника […] характеризуется, ближайшим образом, тремя типическими чертами:

1) невоспроизводимостью  творческою экстаза в душевном опыте художника;

2) резиньяцией воли и

3) и раздвоением личности (а по терминологии Поля Жанэ - раздвоением сознания) или психическим автоматизмом художника.

Эти типические черты творческого процесса, как целостного многогранного синтеза творческих энергий художника, наиболее рельефно проступают в переживании творческого экстаза как своеобразного состояния катарсиса (katharsis) или непроизвольного процесса освобождения, разряжения творческих энергий художника и объективации его творческих замыслов и образов фантазии во внезапных вспышках интуиции.

Это своеобразное душевное состояние художника, и поныне ускользающее от внимания психологов, характеризуется, ближайшим образом:

1) как депрессивное состояние или переживание гнёта творческих замыслов и антиципированных образов фантазии, «преследующих» воображение художника с неодолимой силой - на подобие навязчивых идей (idees fixes);

2) как неодолимая потребность художника «отделаться», «освободиться», «очиститься» в процессе творчества от «преследующих» его идей и образов творческой фантазии;

3) как непроизвольное стремление художника объективировать в образах творческой фантазии заложенные в нём потенциальные способности и скрытыя энергии духа и

4) как потребность художника найти забвение в процессе творчества от гнёта личных невзгод и депрессивных переживаний.

Анэстезирующее действие процесса  «катарсиса» можно проследить, ближайшим образом, в трёх направлениях - соответственно трём ответвлениям этого своеобразного явления «внутреннего мира» художника:

1) Катарсис как анэстезия эстетических эмоций (эстетическая анэстезия);

2) Катарсис как анэстезия волевых импульсов (волевая анэстезия) и

3) Катарсис как анэстезия моральных (депрессивных) эмоций художника (моральная анэстезия).

Отправляясь от предлагаемой мною классификации ответвлений катарсиса, как своеобразного явления «творящей природы» художника, попытаемся осветить, ближайшим образом, вопрос об анэстезирующем действии катарсиса на психику творца интеллектуальных ценностей».    


Грузенберг С.О., Гений и творчество: основы теории и психологии творчества,  М., «Красанд», 2010 г., с. 105.  

 

Невыразимость чувств в изменённых состояних сознания по Арнольду Людвигу