Теория элит
Оценки числа творческих личностейРазличные экспертные оценки доли творческих личностей в обществе
Восприятие нового…Восприятие профессиональным сообществом и/или обществом в целом новых достижений творческой личности
X
Теория элит
Оценки числа творческих личностейРазличные экспертные оценки доли творческих личностей в обществе
Восприятие нового…Восприятие профессиональным сообществом и/или обществом в целом новых достижений творческой личности
X
«Поначалу читательские конференции доставляли мне удовольствие. Их большей частью устраивали библиотеки. Собирались люди, которые прочли, допустим, мою книгу, у них были вопросы, возражения, во всяком случае, они интересовались. Помню, одна из первых такого рода встреч была в Москве, в библиотеке Чехова по поводу романа «Искатели». У меня сохранились записи о некоторых выступлениях. Про одного героя - «неживой, не показан его рост».
«Непонятно, почему Лиза не понимает своего мужа».
«Нет образца любви».
«Потапенко говорит жене: «Заткнись». Такой язык недопустим».
«Много технических терминов».
«Не представляю, как выглядит ваш герой Борисова».
Я, конечно, бросался на защиту и языка книги, и своих героев. Особенно меня раздражали поучения и рекомендации: «Надо, чтобы главный инженер сильнее защищал новую технику», «Мы хотим видеть рядом с главным героем чистую, благородную женщину». Они хотят, чтобы всё было благополучно, хотят красиво, чтобы зло немедленно наказывалось, чтобы все говорили изысканным языком.
Потом была встреча в Доме медработников, потом в другой библиотеке. Повторялись вопросы, претензии. Но были упреки в безыдейщине, в отсутствии роли партии, требования не личного вкуса, а идеологических штампов. Часто находились читатели, которые оспаривали казённо-партийный подход, даже требовали большей непримиримости.
Постепенно мой интерес к подобным обсуждениям снижался. В конце концов, я свой материал знал лучше, со своими героями прожил не один год. «Ты сам свой высший суд, взыскательный художник». Правда, иногда меня радовали неожиданные точные подсказки, какой-то психологически немотивированный поступок: «Слишком быстро у вас профессор раскрывает свое коварство, неумно это».
Но затем читательские конференции, встречи надоели. Зачем они? У меня есть несколько читателей, по крайней мере трое разных, мне любопытных, с хорошим вкусом. Достаточно их суждений».
Гранин Д.А., Причуды моей памяти, М., «Центрполиграф», 2010 г., с. 237-238.