Часто задаваемые вопросы

Бытовое и научное мышление…

«Согласно общепринятому взгляду, наука оперирует набором
экспериментально проверяемых фактов, опре­деленным образом упорядоченных.
Ясно, что телефон­ная книга или железнодорожное расписание
- это упорядоченная совокупность фактов, но всё же это не наука.
В науке мы ищем общие утверждения, обладающие объяснительной силой,
из которых мож­но вывести множество проверяемых фактов»

М. Голдстейн, И. Голдстейн, Как мы познаём. Исследование процесса научного познания, М., «Знание», 1984 г., с. 43.

 

Парадоксально, но человек, имеющий высшее образование и проживающий в крупном городе РФ, может ни разу в жизни не столкнуться с крупным учёным... Тем более –  работать вместе с ним. (Учёных всего примерно 1% в обществе).

Во-первых, не всегда крупный учёный – хороший лектор в том же ВУЗе.

Во-вторых, не факт, что действительно востребованный Специалист захочет тратить своё время на студентов, аспирантов  и «просто интересующихся».

В-третьих, сейчас мнение об учёных формируются по телевизионным ток-шоу, где главное – удивить, дать эмоцию, но не вдумчиво разобраться в сути вопроса. Вероятно, скоро вопрос: «Идёт ли эволюция по Дарвину или нет?» будет решаться SMS-голосованием телезрителей…

По этой причине подавляющее большинство населения честно не понимает, что обыденное, бытовое мышление и мышление учёного-исследователя имеют целый ряд качественных отличий. Ниже в виде таблицы приводится сравнение различных качеств обыденного и научного мышления:

Обыденное мышление

Научное мышление

Вера в очевидное: что вижу / чувствую – в то и верю

Очевидное – не более, чем одна из первых стадий познания. Так, горизонт всем очевиден, но является не более, чем условной линией… Cимпатичная малая панда - не медведь (хотя и очень похожа), а родственник енотов.

С точки зрения научного мышления, доверие вызывают лишь факты, неоднократно подтверждённые разными учёными.

Кроме этого, в науке принято разделять личность и её мнение. Так, например, лично несимпатичный Вам человек может высказать правильную мысль.

Сравнение новой информации с тем, что:

- «я лично знаю»,

- «я лично чувствую»,

- «это сказал мой друг / родственник»,

- «мне лично нравится / не нравится / хочется»

Сравнение новой информации с лучшими в мире достижениями по данной тематике – независимо от эмоциональных реакций типа: «я лично…»

 

Длительные разговоры о демократии и её элементах приучили - на словах, но не на Деле - ценить «мнение каждого»

 

 

 

Откуда в Европе пошла «свобода мнений для Дела» (а не для массового интеллектуального онанизма XXI века).

 

Ценится не мнение, а знание.


Формально, Конституция РФ не запрещает гражданам создавать академию имени себя, и около 500 таких «академий» создано. Но наука – принципиально недемократична и не является аналогом профсоюзного собрания, где все равны в правах. И квалификация членов «одного профсоюза» может отличаться в сотни раз… 

Эмоционально это очень неприятно, но это так.

Если что-то неясно – нужно хоть как-то и быстро-быстро (!) объяснить это себе и ближним…

 

 

 

Мифы о творчестве

Некоторые научные проблемы не решаются веками.

Это нормально.

Так и нужно мыслить: «Да, эта проблема пока не решена»

 

Исследовательские темы портала VIKENT.RU

 

«Исследователи - воистину - совершенно не ви­новаты в том, что люди отказываются от самопозна­ния. Когда Джордано Бруно сказал им, что они вмес­те с их планетой - это всего лишь пылинка среди бесчисленного множества других пылевых обла­ков, - они сожгли его. Когда Чарльз Дарвин открыл, что они одного корня с животными, они бы с удо­вольствием прикончили и его; попыток заткнуть ему рот было предостаточно. Когда Зигмунд Фрейд по­пытался проанализировать мотивы социального по­ведения человека и объяснить его причинность, -  хотя и с субъективной психологической точки зре­ния, но вполне научно в смысле методики постанов­ки проблем, - его обвинили в нигилизме, в слепом материализме и даже в порнографических наклонно­стях. Человечество препятствует самооценке всеми средствами; и поистине уместно призвать его к сми­рению - и всерьез попытаться взорвать эти завалы чванства на пути самопознания».

Конрад Лоренц, Агрессия (так называемое «зло»), СПб, «Амфора», 2001 г., с. 284-285.


Оценки числа творческих личностей в истории.

Исследовательские темы портала VIKENT.RU.

 

Контакты