Исследовательские темы


(от 29.03.2024)

Одна из целей создания портала VIKENT.RU – проведение исследований механизмов творчества.

Ниже мы публикуем список возможных тем для Ваших исследований и будем постепенно его дополнять.

Детство и воспитание Творческой личности:

«В работе мы затронули проблемы Большого творчества. Понимая, что все их в рамках работы не решить, мы не скрываем их, а наоборот - предлагаем исследователям присмотреться к ним повнимательнее...

1. Прекрасно, если ребёнку повстречался Воспитатель, Настав­ник […] А если это не случилось? А если ребенок имеет до- и ро­довые травмы, перенес болезни, да и просто откровенно не­желанен и нелюбим? Ребёнок, увы, не в силах изменить прошлое, но в его си­лах изменить будущее... Как?

2. Встреча с Чудом - сильнейшее потрясение, аффект. Можно ли не только пассивно ждать её, но и моделировать в педагогическом процессе? Могут ли быть гарантии, что Ученик психологически не надломится? Обязательна ли «встреча с Чудом» для появления ТЛ высокого уровня? Или это лишь один из возможных путей? Как это проверить?

3. В работе приведено много примеров, когда Воспита­тель сам был творческой личностью. А что делать родите­лям, учителям, желающим воспитать творческую личность?

4. Предположим, что в школе работают  много интерес­ных учителей-исследователей, которые могут стать Настав­никами. Каким образом обеспечить свободный выбор учеником своего Наставника?

5. Есть достаточное количество ученых, исследователей, ищущих своего Ученика... Есть желающие стать Ученика­ми. Можно ли в современных условиях обеспечить эту встречу? Как?

6. Желательно в школьную и вузовскую программы вво­дить труды ученых-первооткрывателей. Какие конкретно книги Вы могли бы порекомендовать детям и подросткам по разным предметам?

7. Что помогает людям встать на путь Большого творче­ства уже в зрелые годы? Может ли этот переход быть не трагичным?

8. Какие учебно-исследовательские задачи, имеющие со­циально-значимый результат, можно предлагать для трени­ровки будущим Творческим Личностям?

Так, в эксперименте, описанном в работе,  ребята внача­ле научились решать и доводить до работоспособных образ­цов достаточно сложные изобретательские задачи (от которых отказывались дипломированные специалисты). Че­рез два года перешли к исследованию журналистских и ре­кламных текстов и созданию на их основе - под руководством преподавателя - курсов «Прикладная жур­налистика» и «Практика рекламы». Эти курсы были внед­рены в виде семинаров для профессионалов: журналистов, рекламистов, бизнесменов. Заметим, что переход от «желе­за» к изучению текстов был неслучаен - эксперименты с рекламой и журналистикой занимали на порядок меньше времени, чем с «железом»...

Какие исследовательские программы (наряду с разработ­кой самих приемов решения научных задач) максимально полезные подросткам и неразрушительные для общества, ещё можно предложить?

С помощью какой системы упражнений можно научить подростков рефлексировать, позитивно критиковать, сво­бодно обращаться с моделями (это необходимо для свободы в технике решения задач)?

9. Как - в деталях - растить творческую личность, органично используя природные задатки? Как это делать индивидуально? Возможно ли воспитание творческих личностей в составе группы (или групп)? Или в смешанном - инидивидуально-групповом - режиме?

10. Как создавать творческие группы? Могут ли они быть длительное время устойчивыми? (Пока статистика показывает, что театральные труппы, коллективы компаний-ли­деров способны на существование не более 5 -7 лет).

11. Множество одареннейших людей «сломались» на день­гах, славе, власти, чрезмерном сексе, наркотиках... Иные, восприняв, например, ТРИЗ, не как Дело, а как увлечение, позже ушли в мистические поиски... Более того, от твор­ческой личности до злого гения - один шаг... Какая сис­тема «прививок» здесь может сработать?

12. Ещё один аспект - минимизация «профвредностей», фильтрация типовых ошибок растущего исследователя, творца... Каковы они? Как исключить или, в крайнем слу­чае, снизить их отрицательное влияние?»

Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с Чудом. На­ставники. Достойная цель,  СПб, «Издательство Буковского» , 1995 г., с. 49-51.

 

Все исследовательские темы.

Контакты.

Очная Конференция по созданию интеллектуальных и творческих продуктов.

 

Новости
Случайная цитата
  • Дальняя разведка по Г.С. Альтшуллеру
    Изучение будущего – всегда риск… Но всегда находились люди, которые за это брались. Изучая историю науки и техники  Г.С. Альтшуллер смог убедиться, что научно-техническое сообщество, как правило,  не   может  спрогнозировать качественные технологические скачки. ПРИМЕР. «При увеличении числа экспертов влияние коллективной онтологии экспертного сообщества (обычно тесно коррелирующей с господствующей общественной онтологией) возрастает. Поскольку личны...