Бог, некая сила подсказывает свыше…

Справка Справка
Вопрос Ответ
29.03.2012
Иванов Лев Иванович
г. Великий Новгород

Уважаемый Игорь Леонардович! На лекции Вы сказали девушке, что можете прислать ей ссылки на материалы, когда человек получает подсказку свыше? Не могли бы Вы выслать эти ссылки и в мой адрес.

Викентьев И.Л.

Уважаемый Лев Иванович!

 

Уточню: я обещал выслать ссылки на материалы, которые объясняют «эффект подсказки свыше» без привлечения каких-либо мистических либо религиозных идей…

 

Желательно читать материалы в той последовательности, в которой они указаны ниже:

 

1) Эффекты доминанты А.А. Ухтомского

 

2) Эвристики / творческие приёмы

 

Вот более подробный материал, который при первом прочтении можно опустить:

 

Категория портала VIKENT.RU: «Приёмы, инварианты, эвристики» (несколько десятков материалов)

 

3) Вот запись интервью с композитором Альфредом Шнитке – на мой взгляд, он к концу рассуждения выходит на пункт 2):

 

«У меня ощущение, что кто-то меня постоянно «ведёт» и при этом поощряет или бьёт - какая-то сила, может быть, внеперсональная. Отсюда ощущение, что есть какой-то высший порядок. Всё, что дисгармонирует в этом мире, что чудовищно и необъяснимо, страшно, непонятно нам по смыслу, чего не мог понять Иван Карамазов, - тоже входит в этот порядок. Свидетельством существования этого порядка являются такие необъяснимые для меня явления, когда порознь возникшие факты и явления искусства почему-то совпадают, как будто они возникли на основе единой формулы. Вспоминаю один случай в кино. Я должен был писать музыку к фильму Марлена Хуциева, где в начале фильма главный персонаж сидит и смотрит по телевидению авиационный парад. Очень красиво плывут планера... Был показ рабочего материала, и Хуциев решил подложить какую-то музыку - это обычно благотворно влияет на реакцию, швы не так видны, и отснятый материал кажется лучше. Он взял первое попавшееся: первую часть «Лунной сонаты» Бетховена - банальнее нельзя себе ничего представить. И вот, когда это оказалось рядом - произошло что-то удивитель­ное: как будто одно было сделано для другого. «Лунная соната» как будто бы была написана под фильм Хуциева; я говорю не только о совпадении ритма и характера - совпали монтажные фразы, движения вверх и вниз - как в мультфильме! Было впечатление, что обе эти - независимые друг от друга - вещи были сделаны по одной структурной формуле, лишенной конкретного языка и наполнения. Значит, такие формулы где-то есть. Дру­гой вопрос, что мы пытаемся рационально к ним приблизиться, пользовать­ся ими, понять их. Но наше сознание - не есть весь наш разум. Оно ведёт нас на ложный путь. Лишь очень редко мы приходим к пониманию созна­тельным путём. Чаще мы приходим к правильному решению не через разум, а эмпирически, через ощущение, методом проб и ошибок. И поэтому вся полоса с рационализацией техники, всё, что происходило в шестидесятых годах, - исходило из ощущения этого структурного закона и попытки его понять, но не могло добиться успеха именно потому, что разуму настоящее понимание не открыто. Но то, что структурный закон в природе существу­ет, - для меня несомненно».

 

Беседы с Альфредом Шнитке / Состав. А.В. Ивашкин, М., «Классика XXI», 2005 г., с. 138-139.

Новости
Случайная цитата
  • Интеллектуальные операции по В.Д. Шадрикову
    «На примере изучения мнемических способностей были выделены следующие способы обработки информации: - группировка - разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.); - опорные пункты - выделение какого-либо кратного пункта, служащего основой для более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выра...