Стратагемы, ТРИЗ-приёмы, эвристические приёмы по И.Л. Викентьеву

«Польза системы для мышления состоит 
не только в том, что о вещах начинают  мыслить
упорядоченно,  но и в том, что о них вообще мыслят…»

Георг Лихтенберг    

 

Место отдельных эвристических приёмов можно определить, рассмотрев иллюстрацию:

Эвристические приёмы - вид приёмов, используемых для решения творческих (нестандартных, креативных) задач. Такие приёмы не гарантируют решение, но увеличивают его вероятность…

Как правило, если творческая задача актуальна, то рано или поздно находятся единичные приёмы / эвристики / стратагемы, которые помогают её решению (хотя и без гарантий)…

 

 

Обычно одну и ту же творческую задачу могут решать с помощью разных приёмов.

ПРИМЕР. «Однажды, давным-давно, я, молодой еще писатель-сатирик, наблюдал, как спорили два гиганта - легендарный конферансье Пётр Муравский и не менее легендарный уже в те годы писатель Михаил Жванецкий. Они «строили» график шутки, или, как называют шутку на эстраде, репризы. Муравский чертил на бумаге график: «Вот так должно быть. Сильная шутка, смех, аплодисменты, потом спад, потом пауза, подготовка, что-то не очень важное и неожиданно опять всплеск! Вот так должно быть! Вот так!». «А вот позвольте не согласиться! - Жванецкий азартно хватал ручку и начинал чертить свой график. - Вот шутка, смех в зале, теперь короткая пауза и сильнейший всплеск, чтобы добить слушателя! Вот так! И только так! И только потом пауза... Только потом!». Муравский: «Но позвольте! А когда же они будут отдыхать?!». Жванецкий: «Они сюда смеяться пришли, а не отдыхать!»  

Биллевич В.В., Школа остроумия или как научиться шутить, М., «Вильямс», 2005 г., с. 28.

 

Через некоторое время приёмы могут «морально устареть»:

ПРИМЕР.  Театральные приёмы «… рождаются и умирают. Есть приёмы, которые рождаются преждевременно и не имеют успеха; но гораздо чаще можно встретить приёмы, которые уже умерли, но не похоронены и благополучно обретаются на сцене. Между тем сила воздействия свежего приёма - это великая вещь. Мне как-то привели чрезвычайно интересный пример того, что такое театральный приём. Когда Вахтангов ставил «Чудо святого Антония», ему пришло в голову, что было бы очень хорошо соединить первую картину со второй (там, где собравшиеся родственники переходят к одру умершей тётушки) путем вращения сцены (репетиции шли в МХАТе, где сцена вращалась). Таким образом, не останавливая действия, можно было переходить от первой картины ко второй. Всем это страшно понравилось. Но даже такой новатор, как Вахтангов, сказал: «Тише, товарищи. Этого делать нельзя, это слишком резко, это недопустимо. Это небывалый приём, чтобы сцена вращалась на глазах у зрителей». И он отказался от своего намерения. Через несколько лет сцена очень часто вращалась на глазах у зрителя, а сейчас это до такой степени нам знакомо, что стало старым приёмом. Таким образом, приёмы имеют своё рождение, свою молодость, своё обветшание и исчезновение». 

Акимов Н.П., Выбор режиссёрских приёмов / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 68-69.


Более развитый случай, когда многочисленные приёмы выявлены и собраны в систему – они позволяют перекрывать целые классы творческих задач. Образцом такой системы является ТРИЗ в технике  и программа-консультант  «Приёмы журналистики и public relations»  в гуманитарной сфере.

Профессионала в области принятия творческих решений отличает владение не только большим числом эвристических приёмов, но и приёмами, позволяющими решать задачи высоких уровней сложности.

 

Викентьев И.Л., Три приёма Максима Соколова (о выявлении формальных приёмов в творчестве какого-либо Автора)

Викентьев И.Л., Соколов Г.Б., Обзорная статья о программах-консультантах

 

(С) Викентьев И.Л., 2007