Методики, нравственность и творчество...

Вопрос Ответ
15.03.2012
Цеременкова Екатерина Александровна
г. Москва

Вопрос 1: В чем суть методики креатива и есть ли показатели ее успешного развития?

Вопрос 2: Связано ли, по вашему мнению, развитие творческих идей с нравственным началом в человеке? Если \"Да\", то как?

Вопрос 3: Есть ли границы (индивидуальные, социальные, личностные...) для творческого мышления?

Уважаемая Екатерина Александровна!

 

 

Вероятно, в первом вопросе ошибка. Предлагаю Вам проработать мой Обзор методик креатива  и задать вопрос N 1 ещё раз.

 

Скорее всего, во втором вопросе неточность, цитирую: «Связано ли развитие творческих идей с нравственным началом в человеке?». Вероятно, имелось в виду: «Есть ли связь занятия творчеством и нравственности?»

 

2.1. Если последнее верно, то мой ответ: изучение / знание, например, таблицы умножения или таблицы сочетаемости цветов, никак не связано с нравственностью…

 

Но есть довольно редкий эффект, когда человек занимается творчеством и принципиально не тратит свои силы / время на склоки, интриги и т.п.

 

Но, акцентирую, это довольно редкий эффект.

 

В остальных случаях – увы. Так, мне известна масса случаев, когда писатели.RU, пишущие «о хорошем для детей», делали всё, чтобы не допустить своих молодых коллег до публикаций своих произведений… Я не уверен, что многие поступки не хрестоматийного, а реального А.С. Пушкина были бы отнесены Посетителями портала  к нравственным и т.п.

 

2.2. Есть развивающее упражнение для любителей поговорить о нравственности из 2-х шагов:

 

шаг-1: Автор вопроса демонстрирует свои (то есть, не чужие) творческие достижения на уровне: крупного города / страны / Европы / мира;

 

шаг-2: подробно говорим о нравственности личности на основе личных (а не чужих) примеров…

 

 

Многократно проверено:  выполнение этого упражнения, даже на стадии шага-1, духовно очищает в толстовском смысле слова…

 

 

См. также несколько десятков материалов:  Этика

 

 

Вы спрашиваете в третьем вопросе: «Есть ли границы (индивидуальные, социальные, личностные...) для творческого мышления?»

 

Да, есть и их много – вот несколько десятков материалов на эту тему:

 

 

Барьеры перед творчеством

 

Барьеры перед одарёнными девушками / женщинами

 

Барьеры перед одарёнными детьми / подростками