Вопрос | Ответ |
10.01.2012
Буевич Виктор Антонович
г. Санкт-Петербург
Можно ли научить гениальности? Пути форсирования обучению гениальности? |
Викентьев И.Л.
Уважаемый Виктор Антонович!
Есть много моделей гениальности. Для ответа на Ваш вопрос упомяну две:
Модель-1, высказывающаяся уже много столетий лицами, как правило, работающими вне области конкуренции: Гениальность – способность человека. От чего она зависит – не ясно, ибо это: избранничество; дар Зевса (вероятно, одним из первых в европейской истории, кто это сказал задолго до Платона, был Гомер); от Космоса; от генов и т.п. Более того – познать механизмы гениальности / талантливости – невозможно.
В «Одиссее», когда Фемий разрывает сердце Пенелопе песнями о возвращении греков из Трои, Гомер извиняет его, поясняя: «Виновен в том не певец, а виновен Зевс, посылающий свыше людям высокого духа по воле своей вдохновение»
Гомер велик, но Модель-1 до сих популярна в среде бездельников от искусства (их очень много) – они таким образом привычно боятся сравнений с более результативными людьми и оправдывают собственное существование…
Модель-2, которая мне ближе, исходит из того, что очередной Автор произведения может сколько угодно и – желательно за свой счёт – заниматься собственной психотерапией – см. Модель-1. Но у этого Автора должен быть проверяемый результат на фоне других Авторов-конкурентов. А будет ли этот результат непременно гениальным, талантливым или просто превосходящим уровень Специалистов – это уже следующий вопрос.
Опыт обучения ТРИЗ показывает, что:
- да, не всех, но некоторых желающих – при условии, что они не будут болтать о креативе, инновациях и очередной музе, а будут много пахать - можно научить решать определённые классы творческих задач;
- да, можно поднять уровень творческих результатов старшеклассников из непьющих семей, где читают книги, примерно за 4-6 месяцев;
- да, можно поднять уровень результатов замотивированных взрослых и за 1-2 года помочь человеку стать заметным в его профессиональной прослойке на уровне столиц, страны.RU
Отвечаю на Ваш вопрос о форсировании уже имеющихся способностей:
Есть важное обстоятельство: есть перспективные (выгодные) направления развития творческих продуктов, а есть возможные, но неперспективные... В ряде случаев это уже можно определять – подробно данная тема раскрывается на моём Мастер-классе, который проводится 1-2 раза в год; а отдельные примеры приводятся на Открытых встречах с заинтересованными Читателями.
Суммирую: да, я имею право утверждать, что за 1-2 года замотивированного соотечественника можно «творчески поднять», сделать его заметным Специалистом на уровне страны.
Это точно будет творческое достижение, но отнесут ли его несовершенные сограждане к «гениальным», «талантливым» или просто «крепким» - я не знаю / не гарантирую.…
См. также:
Двойственность свойств творческой личности по Карлу Юнгу
Гениальное достижение / результат по И.Л. Викентьеву
|
С 04 января 2024 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Следующая, 54-я конференция «Стратегии творчества» пройдет 19 мая 2024 года (воскресенье) в онлайн-формате. Следите за новостями на сайте, чтобы не пропустить актуальной информации.
Регистрация на конференцию: https://vikent.ru/konf/
Страница конференции во ВКонтакте: https://vk.com/vikent_konf
Более 150 докладов прошлых лет можно посмотреть на нашем YouTube-канале.
102 термина, 204 примера, 108 рекомендованных видео и более 1300 исследовательских тем для тех, кто готов вести творческие проекты.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию словаря вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Выпущено четвертое издание (и первое в печатном виде) справочника «Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы» с работами Генриха Сауловича Альтшуллера.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию книги вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Более 18800 подписчиков, более 1000 видео по теории творчества и более 150 докладов с цикла конференций «Стратегии Творчества». Присоединяйтесь и изучайте творчество вместе с нами.
«VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ»
Портал VIKENT.RU продолжает в ежедневном формате публикации в соцсетях:
«Новости изучения креатива» во ВКонтакте
«Конференция VIKENT.RU Стратегии творчества» во ВКонтакте
«Творческие личности и коллективы» на Facebook
Мы обновили «Видео-задачника проекта VIKENT.RU» и добавили в него 12 новых задач, доведя их общее число до 36. Добавьте его бесплатно в свою библиотеку на сайте издательства «LIVREZON» и участвуйте в софинансировании проекта VIKENT.RU.
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
«Новости изучения креатива | творчества» | |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»