Гениальное достижение / результат по И.Л. Викентьеву

Имеет смысл говорить о каком-то творческом результате, если он как-то зафиксирован, принципиально проверяем другими, например – в виде реализованного проекта или хотя бы на бумаге – в виде идеи.

Если это просто «гениальное ощущение», не вышедшие за пределы психики  творца, то субъективно оно может быть очень ценно для него самого, но для внешних наблюдателей никак не проверяемо, не подтверждаемо…

Творческий - а тем более гениальный - результат должен обладать:

- мировой новизной  (в идеале)
-
и полезностью, как минимум, «не только для себя-любимого».

Если творческий результат лишь повторение уже известного или является новым лишь для группы сподвижников – то новизны нет. Для выдающихся произведений  естественно ожидать только очень далёких аналогов (скажем,  для первого самолёта аналогом был планер – но возможности самолёта намного шире), либо  многократного превосходства над аналогами. Недаром первое впечатление специалистов от выдающегося результата: «Я не понимаю, как это сделано!?»

 

ПРИМЕР. «Если допустить, что мы можем сегодня назвать сотню очень способных промышленников, столько же композиторов, инженеров-строителей и писателей, то есть шанс, что среди них есть гений. Если же найдется тысяча исключительно способных адвокатов или художников, этот шанс возрастает в десять раз. В действительности он будет ещё выше, поскольку условия соревнования жёсткие, а именно соперничество требует окончательного усилия, возносящего гения на высоту, которой способному человеку достичь не дано. Мы уже говорили: поле, на котором взрастает гениальность, должно быть большим, поскольку на небольших изолированных участках почва, как правило, неблагодатна. Легко быть лучшим композитором в маленькой группе музыкантов-единомышленников. Небольшая заслуга быть самым эксцентричным в кругу эксцентричных архитекторов. Не так уж трудно быть первым в излингтонской группе абстракционистов-нонэкзистенциалистов, работающих с шерстью, гравием, медной проволокой и сахарной глазурью (если допустить, что такая группа существует). Быть самым непонятным среди поэтов, известных своей туманностью, ещё не значит именоваться классиком. Пусть вы единственный создатель музея, выстроенного в форме штопора. Пусть он - лучший в своём роде, но он же и худший, он же и средний. Пусть вы единственный строитель, чей материал - цветное стекло, а ваши произведения понятны только вашим ученикам. Но дело в том, что в каждом этом случае отсутствует дух соревнования, которому обязан своим существованием шедевр. Успех достается легко, если поле деятельности убого».

Сирил Паркинсон, О гениальности / В книге: Сирил Паркинсон, Законы Паркинсона,  «Прогресс», М., 1989 г., с. 311.

 

Достижения высокого уровня – вещь довольно редкая. Вот как об этом сказал поэт:

В этот час гений садится писать стихи.      
В этот час сто талантов садятся писать стихи.     
В этот час тыща профессионалов садятся писать  стихи.     
В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.     
В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.     
В этот час десять миллионов влюбленных юнцов садятся писать стихи.
В результате этого грандиозного мероприятия     
Рождается одно стихотворение.     
Или гений, зачеркнув написанное,     
Отправляется в гости.  

Фрагмент стихотворения «Дуэт для скрипки и альта. М. П.» цитируется по: Давид Самойлов, Дай выстрадать стихотворение... М., «Правда», 1987 г.

Второй критерий – полезность. Результат должен быть полезен не только Автору – иначе общество его не оценит.

Скажем, вот задача: прибить гвоздём кирпич к потолку, используя только молоток... Задача действительно сложна: либо кирпич колется, либо гвоздь гнётся и вообще забивать молотком гвоздь снизу вверх – неудобно… Даже если эта задача будет кем-то решена – новизна таки прибитого к потолку кирпича бесспорна, но полезность обществу – сомнительна.

 

ПРИМЕР. А.И. Кручёных, написав в 1913 году, как он выражался, «на собственном языке»:

дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз

- всерьёз уверял, что: «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».


Возможен ещё один критерий – неоднократность достижения выдающихся результатов. Дело в том, что теория науки и искусства полна случаев, когда открытие было сделано случайно, и Автор больше никогда не поднимался на раз достигнутую высоту...

Очень немного творцов в истории человечества смогли неоднократно (то есть, неслучайно)  дать творческие результаты высокого уровня.

 

Творческая личность, анти-личность и нетворческая личность

(С) Викентьев И.Л., июль 2007