Ответ

Справка Справка
Вопрос Ответ
21.12.2011
Кудряшов Денис Владимирович

Является ли связь креатива и вдохновения неразрывной или методики креатива сработают без вдохновения?

 

Викентьев И.Л.

Уважаемый Денис Владимирович!

 

1) Понятие о вдохновении – часть европейской культуры.

 

2) Наиболее распространенный образ примерно такой:

 

ХУДОЖНИК создаёт ПРОИЗВЕДЕНИЕ!,

 

где обычно подразумевается:

 

ХУДОЖНИК:

 

- вдохновенный поэт,

- живописец,

- актёр.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЕ:

 

- талантливое стихотворение,

- замечательная картина,

- выдающаяся роль и т.п.

 

3) Приведу один типичный пример:

 

«Для Пруста  искусство, творчество - боговдохновенно, хотя так просто и так прямолинейно им это не выра­жено. Он отстаивает способность, если не обязанность, художника в момент созидания перерождаться, стано­виться иным существом, как бы живущим по своим собственным законам. Так, например, он замечает: «... кни­га - это порождение иного «я», нежели то, которое про­является в наших повседневных привычках, общении, пороках». Состояние творчества - это особое состояние. «Взгляните на поэта, - пишет Пруст, - в тот миг, когда мысль испытывает подобное стремление вырваться из него: он боится преждевременно расплескать её, не за­ключив в сосуд из слов». Поэтому искусство в момент своего рождения иррационально; творческий акт полон таинственности и таинств, он неподвластен логике и во­обще чужд каких бы то ни было узаконений».

 

Михайлов А.Д., Марсель Пруст, накануне «Поисков утраченного времени»: «Против Сент-Бёва», предисловие к книге: Марсель Пруст, Против Сент-Бёва. Статьи и эссе, М., «ЧеРо», с. 18.

 

 

 

4) Если проанализировать ситуацию, то можно придти к выводу, что изображённое выше – не более, чем литературные / киношные штампы. Они возникли не потому, что «так есть на самом деле», а потому, что так было удобнее писать писателям / снимать некреативным режиссёрам. 

 

5) Возвращаясь в реальность, замечу, что исторически была масса ситуаций:

 

а) военачальник должен победить неприятеля с необученным войском;

 

б) строитель должен возводить сложное сооружение с наспех согнанными крестьянами;

 

в) нужно написать для пожилых актрис театра индивидуальные поздравления, а А.С. Пушкина в труппе точно нет;

 

г) уже час ночи, завтра утром нужно дать студентам 20 индивидуальных креативных заданий…

 

Замечу: снимать пункты а) – г) в красивом кино как-то не хочется…

 

6) Поэтому рано или поздно, в разных профессиях, самоценность вдохновения (божественного либо поэтического) постепенно - на это может уйти несколько поколений - вытесняется некими методиками, которые ориентированы на результат,  а не на «переживания по ходу процесса».

Они не гарантируют успех, но повышают вероятность решения в случае квалифицированного использования. 

 

Приведу метафору: десятки тысяч лет человек видел, как парят облака, перемещаются в воздухе насекомые, летают птицы…

И воспел это в художественных произведениях.

Но управляемый человеком полёт возник лишь в первой трети XX века.

 

  

См. также: 

 

Постепенное вытеснение интуитивных практик технологиями

 

Советы по занятию профессиональным творчеством

 

 



 

Новости
Случайная цитата
  • Традиционная критика всех канонов Джона Милля
    Обычно приводятся примерно следующие доводы:«Во-первых, процесс открытия научных законов и теорий в принципе не алгоритмичен, по крайней мере в том смысле, что не существует однозначных логических путей от опыта к теории.Процесс научного открытия - это всегда творческий процесс выдвижения гипотез, где участвует множество факторов, среди которых далеко не последнюю роль играет интуиция (об этом многократно свидетельствовали многие выдающиеся ученые - И. Кеплер, А. Пуанкаре, Л. Больцман, Д.И. Менд...