Идея и история наших Конференций

«Я мыслю и на это существую»
Академик В.И. Гольданский

 

1) Опытные педагоги – без всякого ЕГЭ – примерно могут указать, что должен «знать и уметь» школьник, окончивший обычную школу: см. Рис. 1: 

 

 Рис. 1.

Как правило, в сильной физико-математической школе школьники затрагивают ряд тем, которые изучаются в ВУЗе. Более того – известно, что часто выпускники таких школ откровенно скучают в ВУЗе – «мы это уже знаем». 

Преподаватели ВУЗов декларируют, что должен «знать и уметь» выпускник ВУЗа. Как правило, это не очень серьёзно, и распространяется только на лучших… 

В сильных ВУЗах (их в стране – единицы) преподаватели, особенно на старших курсах, знакомят студентов с передовым уровнем развития различных научных направлений в мире, а именно:

  • какие здесь стоят проблемы,
  • какие есть гипотезы по их решению,
  • какие ошибки уже совершены… 

Окончив ВУЗ, занимаясь научно-практической деятельностью, по идее, через несколько лет Специалист (с большой буквы) так или иначе выходит на уровень этих проблем. Если он специалист (с маленькой буквы), он занимается тиражированием чужих решений – но это ученическая стадия, которую уважающие себя и свой труд люди должны пройти как можно быстрее, чтобы стать Специалистом... 

2)  Когда мы приближаемся к границе познания, здесь нет и быть не может отработанных учебников, поскольку научные коллективы и школы находятся в процессе трудного становления… Но где-то есть другие люди (часто с непростым характером), которые решают аналогичные задачи в другой области деятельности. 

3) Поэтому, разумно (целесообразно) встречаться, обмениваться опытом…Обычно новые данные накапливаются примерно за 6 месяцев, поэтому мы и проводим две Конференции – летнюю и зимнюю (рождественскую). 

4) Типовые ошибки, которые, увы, часто совершаются на аналогичных мероприятиях (не на наших): 

- незнание работ-аналогов;

- скрывание (нецитирование) работ-аналогов или, что хуже - откровенный плагиат;

- использование «модных слов»: «инновация»,  «креативный класс», «развитие личности» при отсутствии собственных новых результатов;

- подмена обсуждений профессиональных проблем пересказом учебника «для студентов»;

- подмена философско-культурологическими рассуждениями методик решения проблем определённого класса и т.п. 


Для этого у нас существует Оргкомитет, который действительно работает с Докладчиками.

5) Название некоторых наших Конференции включает слово «Методическая…» Почему? 

Есть наука  – получение знаний, качество которых очень часто могут оценить только Специалисты. Так, в научной среде совершенно нормален случай, когда «...ну, в этой проблеме разбираются 2 соотечественника и ещё 1 голландец»... Или 30 человек... Пусть даже 3000, суть дела от этого не меняется.

В отличие от классической науки, сейчас в развитых странах начал формироваться рынок методических систем (интеллектуальных услуг, интеллектуальных продуктов – здесь терминология ещё только устанавливается…) – то есть, технологических знаний, которые изначально нацелены на понимание и применение множеством несовершенных (!) людей. Это происходит на пересечении двух тенденций: сложность порождаемых обществом проблем только растёт, а качество образования – неуклонно падает… 

К проверяемым признакам действительно качественной методики можно отнести:

- увеличение вероятности решения;

- определённого класса задач;

- среднеодарённым Пользователем (обращаем Ваше внимание на снижение, а не повышение требований к его одарённости, квалификации и т.п.);

- который может освоить и применить её за ограниченное время и в отсутствии (!) Автора методики.

Частный и наиболее сложный вид методик: методы, технологии мышления, которые позволяют увеличить вероятность получения креативных (творческих) решений обычным, средним человеком «на заказ». Наиболее успешный отечественный пример – создание ТРИЗ.

6. Целесообразно понимать, что помимо единичных инноваций (о которых стало модно говорить), в ближайшие несколько десятилетий актуально и по-человечески интересно создание систем приёмов / эвристик, поскольку:

- Решателей проблем сейчас не готовит ни одно учебное заведение мира;

- качество обучения неуклонно падает, а количество и сложность проблем только нарастает... 

7. Мы провели несколько десятков Конференций по ТРИЗ, технологиям маркетинга, обучению взрослых, бизнес-тренингам и консалтингу во Владивостоке, Иркутске, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Самаре, Минске, Киеве, Риге, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Москве. 

 

Очередную Конференцию – по методическим продуктам – мы проводим в Cанкт-Петербурге – вот её Главная страница

 

Видение  32 Конференции И.Л. Викентьевым 

 

Актуальные события:

Предварительно, до начала 41-й Конференции, раз в месяц по субботам в центре Санкт-Петербурга для всех желающих проходят бесплатные Встречи с И.Л. Викентьевым из цикла «Творческие стратегии личности». Подробности »»»

Партнёры:

Полезная цитата:

Необходимость геометрии в Древнем Египте…

«Земледельческая цивилизация Древнего Египта основывалась на возделывании плодородных земель в долине Нила. Участки земли, которыми владели различные сельские общины, имели свои границы. При разливах Нила эти границы заносились речным илом. Их восстановление было важной задачей, которую решали особые государственные чиновники. Очертания участков и их размеры изображались в чертежах на папирусе. Такие чертежи были моделями земельных участков, и по ним восстанавливались их границы».

Степин В.С., Философия науки. Общие проблемы, М., «Гардарики», 2006 г., с.120-121.

Построение научных моделей на портале Vikent.ru