Идея и история наших Конференций

«Я мыслю и на это существую»
Академик В.И. Гольданский

 

1) Опытные педагоги – без всякого ЕГЭ – примерно могут указать, что должен «знать и уметь» школьник, окончивший обычную школу: см. Рис. 1: 

 

 Рис. 1.

Как правило, в сильной физико-математической школе школьники затрагивают ряд тем, которые изучаются в ВУЗе. Более того – известно, что часто выпускники таких школ откровенно скучают в ВУЗе – «мы это уже знаем». 

Преподаватели ВУЗов декларируют, что должен «знать и уметь» выпускник ВУЗа. Как правило, это не очень серьёзно, и распространяется только на лучших… 

В сильных ВУЗах (их в стране – единицы) преподаватели, особенно на старших курсах, знакомят студентов с передовым уровнем развития различных научных направлений в мире, а именно:

  • какие здесь стоят проблемы,
  • какие есть гипотезы по их решению,
  • какие ошибки уже совершены… 

Окончив ВУЗ, занимаясь научно-практической деятельностью, по идее, через несколько лет Специалист (с большой буквы) так или иначе выходит на уровень этих проблем. Если он специалист (с маленькой буквы), он занимается тиражированием чужих решений – но это ученическая стадия, которую уважающие себя и свой труд люди должны пройти как можно быстрее, чтобы стать Специалистом... 

2)  Когда мы приближаемся к границе познания, здесь нет и быть не может отработанных учебников, поскольку научные коллективы и школы находятся в процессе трудного становления… Но где-то есть другие люди (часто с непростым характером), которые решают аналогичные задачи в другой области деятельности. 

3) Поэтому, разумно (целесообразно) встречаться, обмениваться опытом…Обычно новые данные накапливаются примерно за 6 месяцев, поэтому мы и проводим две Конференции – летнюю и зимнюю (рождественскую). 

4) Типовые ошибки, которые, увы, часто совершаются на аналогичных мероприятиях (не на наших): 

- незнание работ-аналогов;

- скрывание (нецитирование) работ-аналогов или, что хуже - откровенный плагиат;

- использование «модных слов»: «инновация»,  «креативный класс», «развитие личности» при отсутствии собственных новых результатов;

- подмена обсуждений профессиональных проблем пересказом учебника «для студентов»;

- подмена философско-культурологическими рассуждениями методик решения проблем определённого класса и т.п. 


Для этого у нас существует Оргкомитет, который действительно работает с Докладчиками.

5) Название некоторых наших Конференции включает слово «Методическая…» Почему? 

Есть наука  – получение знаний, качество которых очень часто могут оценить только Специалисты. Так, в научной среде совершенно нормален случай, когда «...ну, в этой проблеме разбираются 2 соотечественника и ещё 1 голландец»... Или 30 человек... Пусть даже 3000, суть дела от этого не меняется.

В отличие от классической науки, сейчас в развитых странах начал формироваться рынок методических систем (интеллектуальных услуг, интеллектуальных продуктов – здесь терминология ещё только устанавливается…) – то есть, технологических знаний, которые изначально нацелены на понимание и применение множеством несовершенных (!) людей. Это происходит на пересечении двух тенденций: сложность порождаемых обществом проблем только растёт, а качество образования – неуклонно падает… 

К проверяемым признакам действительно качественной методики можно отнести:

- увеличение вероятности решения;

- определённого класса задач;

- среднеодарённым Пользователем (обращаем Ваше внимание на снижение, а не повышение требований к его одарённости, квалификации и т.п.);

- который может освоить и применить её за ограниченное время и в отсутствии (!) Автора методики.

Частный и наиболее сложный вид методик: методы, технологии мышления, которые позволяют увеличить вероятность получения креативных (творческих) решений обычным, средним человеком «на заказ». Наиболее успешный отечественный пример – создание ТРИЗ.

6. Целесообразно понимать, что помимо единичных инноваций (о которых стало модно говорить), в ближайшие несколько десятилетий актуально и по-человечески интересно создание систем приёмов / эвристик, поскольку:

- Решателей проблем сейчас не готовит ни одно учебное заведение мира;

- качество обучения неуклонно падает, а количество и сложность проблем только нарастает... 

7. Мы провели несколько десятков Конференций по ТРИЗ, технологиям маркетинга, обучению взрослых, бизнес-тренингам и консалтингу во Владивостоке, Иркутске, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Самаре, Минске, Киеве, Риге, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Москве. 

 

Очередную Конференцию – по методическим продуктам – мы проводим в Cанкт-Петербурге – вот её Главная страница

 

Видение  32 Конференции И.Л. Викентьевым 

 

Актуальные события:

Предварительно, до начала 40-й Конференции, раз в месяц по субботам в центре Санкт-Петербурга для всех желающих проходят бесплатные Встречи с И.Л. Викентьевым из цикла «Творческие стратегии личности». Подробности »»»

Партнёры:

Полезная цитата:

Показной патриотизм = корень застоя?...

«Ну как было при Сталине?  Советская машина, советская техника –  трактор или станок - самые лучшие, и попробуй возразить - сразу «ярлык»: «преклонение перед Западом». Тогда напрашивается вопрос: зачем конструктору изобретать новое, ещё лучшее, когда у нас и так всё самое лучшее? Вот вам и корни застоя…»

Фёдоров В., Оппоненту Ю. Буртина, журнал «Октябрь», 1988 г., N 5.

 

Деградация общества