Инструкция по работе с Контекстной панелью

Будущее ТРИЗ-ТРТЛ-…?

Начну изложение с исторической справки о ТРИЗ, написанной Г.С. Альтшуллером в конце 70-х годов XX века:

«ТРИЗ учит решать изобретательские задачи «по формулам» и «по правилам». Возникает парадоксальная ситуация: человек делает изобретения высокого уровня (т. е. получает высококачественный продукт творчества), не прилагая при этом творческих усилий (т. е. без процесса творчества). Одна и та же задача (учебная или производственная) решается в разных городах разными людьми по одним и тем же правилам и получаются одинаковые результаты независимо от индивидуальных качеств этих людей. Этот результат (изобретение) формально является творческим, фактически же он - обычная инженерная продукция, как, например, расчёт балки по формулам сопротивления материалов.

Парадокс этот вызван тем, что понятие «творчество» не есть что-то неизменное, застывшее: содержание, вкладываемое в это понятие, постоянно меняется. В средние века, например, решение уравнений третьей степени было настоящим творчеством. Устраивались турниры: математики задавали друг другу уравнения; надо было найти корни... А потом появилась формула Кардано, и решение уравнений третьей степени стало доступным каждому  математику-первокурснику...

Теперь представьте себе «переходный период»; все отыскивают корни алгебраических уравнений, перебирая варианты, а мы с вами знаем формулу Кардано. Для всех мы - гении (или таланты), но мы-то знаем, что работает формула...   ТРИЗ позволяет сегодня решать изобретательские задачи на том уровне организации умственной деятельности, который завтра станет нормой.

Когда одну и ту же задачу решают два человека перебором вариантов и по ТРИЗ - это что-то вроде соревнования бегуна и автомобилиста. Один бежит, так сказать, своими ногами, другого мчит мощный мотор, а судьи оценивают только время... Сегодня ТРИЗ - как автомобиль в начале века: машина новая, ещё далеко не совершенная, но заведомо более быстрая, чем человек, а главное, поддающаяся дальнейшему почти  неограниченному совершенствованию. ТРИ3 пока не осиливает некоторые классы задач (получение новых веществ, выявление оптимальных режимов работы и т. д.) Со временем и эти задачи окажутся под силу ТРИЗ, здесь нет принципиальных затруднений...

Читатель вправе спросить: следовательно, наступит момент, когда все изобретения будут делаться «по формулам» и изобретательство как вид  творческой деятельности прекратится? Да, так и будет. Изобретательское творчество, все эти пробы и ошибки, «осенения», «счастливые случайности» - не самоцель, а средство развития технических систем. Средство настолько несовершенное, что ещё 17 веков назад была высказана мысль о необходимости заменить «творчество» более эффективным методом - «наукой». К этой мысли возвращались неоднократно. Но до недавнего времени не было необходимости в науке изобретать - просто увеличивали число изобретающих. Ныне положение изменилось: стало намного труднее «брать  числом», недопустимыми стали потери времени, неизбежные при использовании метода проб и ошибок. Появление ТРИЗ, её быстрое развитие не случайность, а необходимость, продиктованная современной научно-технической революцией.

Проектирование технических систем, сто лет назад бывшее искусством, в наши дни стало точной наукой. До недавнего времени эта наука включала только проектирование известных технических систем и не затрагивала создание принципиально новых систем. Теперь можно с уверенностью говорить о том, что проектирование систем превращается в науку о развитии и проектировании технических систем. Изобретательство как метод создания новых систем и совершенствования старых исторически изживает себя. Обидно и неразумно «копать вручную» там, где можно использовать машину. Работа «по формулам» неизбежно вытеснит работу «наощупь». Но человеческий ум не останется без работы: люди будут думать над более сложными задачами».  

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с. 144-146.

 

А вот прогноз автора ТРИЗ на будущее:

«ТРИЗ изменяется качественно. Она родилась и до сегодняшнего дня держится на решении технических задач, но на сегодня это уже пройденный этап. Основным интересом должна стать гуманитарная составляющая.  Безусловно, АРИЗ 85-В ЛУЧШЕ, ЧЕМ АРИЗ-82, но не на много они отличаются принципиально. В ТРИЗ уже всё выбрано.

Будущая проблема - в человеке. Мы все дальше уходим от техники, даже появляется ностальгия по техническим задачам, но закон перехода в надсистему действует вне зависимости от нашей воли. Поэтому уже пять лет я занимаюсь ТРТЛ.

Главная проблема - в человеке. Я убежден, что именно за этим направлением будущее. Любой семинар по «технической» ТРИЗ может быть оправдан только в том случае, если на нем будет экспериментально опробовано что-то по ТРТЛ. Продукт будущего появится только тут.          

1 этап - ТРИЗ;        
2 этап - ТРТЛ;        
3 этап - ?    

Уже завтра центр событий будет на ярусе ТРТЛ, а затем - и третий ярус. Что там? Пока не знаю... Я хочу провести экспериментальный семинар, участниками которого будут новые люди, не испорченные «железками»... Снимем халтуру обучения, нащупаем новые закономерности».  

Альтшуллер Г.С., Перспективы развития ТРИЗ, «Журнал ТРИЗ», 1990 г., Том 1, N 2,  с. 4-5.

 

Исследовательские темы портала VIKENT.RU.

Видео: ТРИЗ