Это последняя крупная работа Генриха Сауловича Альтшуллера.
Вот что писал сам автор теории:
«Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ - инструмент для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи ещё не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышление перестраивается: становится более гибким и управляемым. […]
ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения.
Необходимо довести найденную идею до уровня работоспособной и технологичной конструкции, «обжелезить» её, добиться как можно более широкого внедрения. А затем - взяться за решение новой проблемы. Из практики известно, что средний срок внедрения среднего по уровню изобретения составляет 7-10 лет.
Это значительный отрезок времени в жизни человека. Борьба за внедрение часто связана с большими личными потерями, с колоссальными затратами сил и времени, непониманием окружающих, необходимостью «пробивать» идею. Новатору порой приходится терпеть и материальные лишения, и отчуждение от родного коллектива. Гораздо спокойнее жить без творчества, быть «как все», не «фантазировать»... Как заставить человека выйти из болота обыденности, презреть отчётливо видимые трудности и вступить в схватку с косностью и консерватизмом?
Общие призывы и лозунги здесь бессильны. Необходимо тщательно, шаг за шагом готовить человека к предстоящим творческим битвам, к возможным временным поражениям и неизбежным трудностям. Человек, знающий о подстерегающих в пути опасностях, сумеет проложить верный, наиболее разумный маршрут.
Для формирования активной творческой позиции нужны как минимум шесть качеств […]
Воспитание комплекса творческих качеств - главная цель Жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Метод построения ЖСТЛ обычный для всех исследований в ТРИЗ: анализ больших информационных массивов (с целью выявления общих закономерностей). Изучено свыше тысячи биографий творческих личностей.
Удалось проследить становление и развитие творческой личности на протяжении всей жизни. На историко-биографических примерах убедительно доказано: творческий образ жизни доступен каждому, для этого не нужны особые прирожденные способности или сверхблагоприятные условия. В силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за её достижение.
Подробно рассматривая путь к цели, ЖСТЛ даёт человеку суммированный жизненный опыт поколений творцов: предупреждает о типичных опасностях, рекомендует конкретные методы их преодоления, предсказывает наиболее сильные ходы. Систематические исследования по ЖСТЛ постепенно формируют новую область знания - Теорию развития творческой личности (ТРТЛ)».
Альтшуллер Г.С., Справка ТРИЗ-88 (рукопись), Баку, 1988 г.
Я должен подчеркнуть, что в мировой литературе, начиная с Древней Греции, вышло в свет немало произведений, где анализировались биографии великих людей... Таковы, например, произведения Диогена Лаэртского, Плутарха, Светония, Вазари, Ромена Роллана, Стефана Цвейга и многих других. Но Г.С. Альтшуллер впервые предложил стройную теорию развития творческой личности в противодействующем ей – как правило – окружении.
В своих выступлениях, письмах и книгах Г.С. Альтшуллер писал о творческом пути человека в ТРИЗ в виде последовательности:
Решатель -> Преподаватель ТРИЗ -> Разработчик ТРИЗ -> Творческая личность
Плейлист ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера
ЖСТЛ: Жизненная Стратегия Творческой Личности
ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера