Применение метафор по Грегори Бейтсону

«Я увидел Бейтсона впервые летом 1976 года в Боулдере, штат Колорадо, где я читал курс в буддийской летней школе, а он приехал прочесть лекцию. Эта лекция была моим начальным соприкосновением с его идеями. Я много слышал о нём до этого - в университете Санта Круз был своего рода культ Бзйтсона - но его книги «Шаги к экологии разума» я не читал. Во время этой лекции воззрения Бейтсона и его стиль произвели на меня большое впечатление: больше всего меня поразило то, что его главная мысль - переход от объектов к отношениям - точно соответствовала выводам, к которым я пришёл, основываясь на современной физике. После лекции я обменялся с ним несколькими фразами, но по-настоящему узнал его двумя годами позже, в последние два года его жизни, которые он провел в Эсаленском институте в Биг-Суре. Я часто бывал там, проводя семинары и навещая друзей, которых у меня было много среди эсаленского персонала».

Фритьоф Капра, Уроки мудрости, М., «Издательство Трансперсонального института», 1996 г., с. 65. 

 

Далее Фритьоф Капра описывает характерный диалог:

«Попробую восстановить типичный разговор такого рода по памяти. Однажды мы сидели рядом со столовой, и Бейтсон говорил о логике.

- Логика - красивое орудие, - говорил он, - и мы извлекали значительные дивиденды из неё за последние две тысячи лет. Но беда, знаете ли, в том, что если Вы прилагаете её к крабам и дельфинам, к бабочкам и формированию привычек, - его голос замер, и после паузы, глядя на океан, он добавил:

- Знаете ли, ко всем прекрасным вещам, то логика совершенно не работает! -  Последние слова он произнес, посмотрев мне в глаза.

- Не работает?

- Да, не работает, - продолжал он оживленно, - потому что ткань живых вещей связывается не логикой. Видите ли, когда у Вас есть замкнутые цепи причинности, - а они всегда есть в живом мире, - использование логики приводит к парадоксам. Возьмите хоть термостат, простой орган чувств, да? - Он взглянул на меня, чтобы убедиться, слежу ли я за его мыслью, и продолжал: - Если он включается, он выключается. Если он выключается, он включается. Если да, то нет; если нет, то да.

На этом он остановился, чтобы дать мне подумать над тем, что он сказал. Его последняя фраза напоминала мне о классических парадоксах аристотелевской логики, что он, конечно, и имел в виду. Так что я решился на догадку:

- Вы имеете в виду, что термостат лжёт?

Глаза Бейтсона вспыхнули:

- Да-нет-да-нет-да-нет. Видите ли, кибернетический эквивалент логики - это колебания.

Он снова остановился, и в этот момент я почувствовал связь с темой, которая меня давно интересовала. Взволнованно я с улыбкой сказал:

- Гераклит знал это!

- Да. Гераклит знал это, - ответил Бейтсон на мою улыбку.

- И Лао-Цзы!

 - Конечно. И все эти деревья. Логика для них не работает.

- Чем же они её заменяют?

- Метафорой.

- Метафорой?

- Да, метафорой. Именно так работает вся ткань взаимосвязей. Метафора лежит в самом основании живого».

 Фритьоф Капра, Уроки мудрости, М., «Издательство Трансперсонального института», 1996 г., с. 67-68. 

 

«Бейтсон постоянно подчеркивал в своей эпистемологии фундаментальную роль метафоры в мире живого. Для иллюстрации этого он часто писал на доске следующие два силлогизма:

Люди смертны.             Люди смертны.
Сократ - человек.         Трава смертна
Сократ смертен.          Люди - это трава.

Первый из них известен как «сократовский силлогизм»; второй я бы назвал бейтсоновским. Бейтсоновский силлогизм неправилен в мире логики; его значимость имеет другую природу. Это метафора, и она принадлежит языку поэтов.

Бейтсон указывал, что первый силлогизм касается классификации, которая устанавливает принадлежность к классу посредством идентификации субъекта («Сократ - человек»), в то время как второй силлогизм использует отождествление предикатов («Люди умирают - трава умирает»). Иными словами, сократовский силлогизм отождествляет предметы, а бейтсоновский - паттерны.

Вот почему метафора, по Бейтсону, - это язык природы. Метафора выражает структурное сходство, или, ещё лучше, сходство организации, и в этом смысле метафора - центральная бейтсоновская тема. В какой бы области он ни работал, он искал метафоры природы, «связующий паттерн».

Таким образом, метафора - это логика, на которой построен весь мир живого, а поскольку это также и язык поэтов, то Бейтсону очень нравилось соединять фактические утверждения с поэзией».

Фритьоф Капра, Уроки мудрости, М., «Издательство Трансперсонального института», 1996 г., с. 72. 

 

 

Метапаттерны или «связующие паттерны» по Грегори Бейтсону