Критика концепции «осевого времени» Карла Ясперса Л.Н. Гумилёвым

«Ясперс выделяет из всей истории «осевое время», когда между 800-200 гг. до  н.э. в Китае, Индии, Персии, Палестине и Элладе параллельно возникли  духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который якобы существует  поныне. В Китае это Конфуций и Лао-цзы, в Индии - Упанишады и буддизм, в  Иране - Заратуштра, в Палестине - пророки, в Элладе - Гомер и великие философы.  Отсюда происходят все мировые религии и философские системы, а прочие  народы, как и «доосевые», неисторичны и могут «просветиться» только у  «осевых» народов и их продолжателей, ибо в «осевое время» произошло  «пробуждение духа» и были поставлены «последние вопросы бытия»: о  смертности, конечности, трагической вине и смысле человеческого  существования. «Осевое время» - это как бы корень всей последующей истории.

Ясперс не объясняет, откуда и каким образом возник отмеченный им параллелизм  в развитии независимых друг от друга культур. Ни вторжения кочевых ариев в  Китай, Индию и Европу, ни социальные условия в этих странах не могут дать  удовлетворительного решения.

Вопрос о генезисе феномена остается открытым,  но факт возникновения в это время и в указанных регионах «философской веры»,  которая, по мысли Ясперса, обеспечивает подлинную связь между народами и  культурами, не может быть подвергнут сомнению. Подлинная связь - это связь  духовная, а не родовая, не природная, не социальная, и достигается она  только перед лицом «абсурдных ситуаций», «последних вопросов», когда общение  людей совершается на экзистенциальном уровне.

Здесь мы остановимся, ибо философская часть учения экзистенциализма,  рассуждения о настоящем и будущем и попытка пояснить смысл истории могут  быть интересны только в том случае, если фундамент построения достаточно  надёжен. А это-то и кажется сомнительным.

Прежде всего уж очень широка эта «ось». Шестьсот лет - это срок, куда можно  втиснуть многое, да и если сравнить срезы истории по 800 г. до н.э. и по 200  г. до н.э., то видно, что за это время произошли грандиозные изменения с  различными результатами для разных стран. Например, Китай объединен  династией Хань, а Эллада и Персия завоеваны «неисторичными» варварами:  македонянами и парфянами. Что-то тут не то.

Дальше читаем внимательно. Автор сопоставляет «завершение периода  поступательного развития»: империю Цинь в Китае (221-202 гг. до н.э.),  царство Маурья в Индии, Римскую империю и эллинистические государства. Но в  III в. до н.э. царства диадохов в Египте, Сирии, Македонии, Бактрии были  отнюдь не могущественны, а Рим изнемогал во 2-й Пунической войне. Царство  Маурья в Индии распалось после смерти Ашоки в 226 г. до н.э. Не получается!  На Западе - развал, а в Китае - интеграция. Если же сопоставить Китай с эпохой  Августа, то хронологический допуск достигает 300 лет. Не много ли?

Идею «осевого времени» как источника духовной жизни опровергает история  древней Америки, а ведь майя, тольтеки и предшественники инков в Андах  (культура Тиуанако) ничуть не уступали древним китайцам, индийцам, персам,  иудеям и грекам. И уж совсем неверно, что Китай сдерживал натиск  монголов-кочевников, скорее наоборот.

Можно найти и другие поводы для недоумения, но дело не в этом. Концепция  Ясперса - наиболее обоснованная попытка понять историю как благодеяние,  оказанное первобытным дикарям теми пятью народами, которые создали «прорыв»,  или скачок, как бы родились заново. Это оформление взглядов не только  Августина, идеи которого послужили первоисточником всех ересей  Средневековья, но даже древних иудейских мыслителей, создавших учение о  своей богоизбранности. Исходя из учения об этногенезе как о повсеместно  возникающею процессе, согласиться с Ясперсом нельзя, но одного несогласия  мало. Попробуем применить доказательство от противного (ad absurdum), но не  путём академического разбора мелочей, в которых легко утонет любой спор, а  методом наглядного обозрения исторической действительности на протяжении  тысячелетия, следовавшего за «осевым временем».

Для начала скажем, что отмеченный Ясперсом параллелизм развития нескольких  культур древности действительно имел место, но он не был ни единственным, ни  столь плодотворным, чтобы выделить китайцев, индусов, иранцев, иудеев и  греков в особую категорию людей; и он затух, как и прочие пассионарные  взрывы этногенеза».

Гумилёв Л.Н., Этногенез и биосфера Земли, М., «Рольф», 2002 г., с. 373-374.