Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Упанишады - религиозно-философские комментарии к Ведам, которые составлялись в Древней Индии, начиная с 7 – до 3 века до н. э. и кончая 14-15 веками нашей эры.
Это учение - основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии, связанных с достижением духовного освобождения. Упанишады насчитывают – по разным данным от 200 до 300 текстов, из них классическими признаны 108.
В Упанишадах также содержится объяснение слога «Ом» как трансцендентного, космического звука, который является основой всего бытия…
«Упанишады являются творением интуитивного сознания и озаренного откровением опыта, их содержание, композиция, стиль, система образов и динамика действия отмечены и определяются этим самобытным свойством. Высшие и всеобъемлющие истины, представления об идентичности души и всемирного божественного Существа заключены в такие лаконичные и выразительные фразы, что тут же возникают перед внутренним взором и обретают реальность и неудержимо влекут к себе, либо они предстают в стихах, полных откровения и мысли, выражающих через конечный образ все бесконечное. В Упанишадах раскрывается Он (бог) и многочисленные его аспекты, причём каждый, благодаря широкому диапазону выразительных средств, приобретает своё полное значение и каждый, как бы самопроизвольно, находит своё место и связь с другими аспектами, благодаря точности любого слова и всей фразы.
Важнейшие метафизические истины и тончайшие оттенки психологического опыта вовлекаются во вдохновенный процесс познания и становятся ясными для прозревшего ума и полными многозначительности для ищущего духа. Отдельные фразы, двустишия, отрывки содержат целую систему философских взглядов, но при этом каждый из фрагментов означает лишь одну сторону, аспект, часть бесконечного самопознания. Здесь всё исполнено смысла, но при этом отличается ясностью, немногословием и абсолютной завершённостью. Мысль такого рода не может быть следствием неповоротливого, косного, поверхностного логического мышления.
Отрывок, предложение, двустишие, строка и даже полстроки следуют друг за другом с определённым интервалом, в котором заключена невысказанная мысль и отзвук молчания; мысль высказывается в форме намёка, она всякий раз подразумевается, причём рассудку предлагается сделать угодные ему выводы; наполненные многозначительным молчанием интервалы огромны, движение мысли подобно шагам Титана, перебирающегося с камня на камень через океан бесконечности.
Композиция каждой Упанишады отличается необыкновенной целостностью, все её части гармонично связаны между собой, и разум, постигая одновременно множество истин, выбирает из исполненного смыслом молчания только необходимую. Ритмы стихотворных или прозаических Упанишад соответствуют пластике мысли и фразы. Их метрические размеры представляют собой четыре чётко выраженные полустроки, каждая строка закончена и самостоятельна по смыслу, полустроки содержаат две мысли или отчётливые части одной мысли, сочетающиеся и дополняющие друг друга; звучание построено по аналогичному принципу, каждая законченная мысль лаконична и отделена от другой явственной паузой, хранящей отзвуки ритмов, воспринимаемых внутренним слухом, каждая подобна волне океана бесконечности, доносящей его шум и рокот. Такая поэзия, преисполненная прозрения и биения пульса души, не создавалась ни до ни после Упанишад.
Образы Упанишад в значительной степени заимствованы из образной системы Вед, и хотя Упанишады, как правило, отдают предпочтение ясности и прямой поучительности образов, они нередко используют те же символы в манере, родственной по духу и методу менее формализованным образцам прежнего символизма. Именно эта часть Упанишад, уже не доступная современному образу мышления, сбивает с толку западных исследователей, давая им повод утверждать, что Упанишады представляют собой соединение изощрённых спекуляций с наивными рассуждениями инфантильного человечества.
Упанишады - это не революционный отход от сознания, мировосприятия и важнейших идей периода Вед, а их продолжение и развитие и, до известной степени, трансформация, позволяющая со всей определенностью вскрыть тайну ведических символов. Из Вед и брахман заимствуются образы и ритуалистические символы и подаются таким образом, чтобы выявить их скрытый мистический смысл, который, в свою очередь, послужит своеобразным отправным пунктом для создания самостоятельной чисто интуитивной философии более высокого уровня. В Упанишадах, особенно прозаических, есть целый ряд именно таких отрывков, в них идёт речь, в невразумительной, нечёткой и не доступной нашему пониманию манере, о подсознательном смысле идей, которыми оперирует ведическое религиозное мышление, о различии между тремя Ведами, о трёх мирах и тому подобных предметах, но, поскольку в Упанишадах эти темы связаны с открытием глубочайших духовных истин, подобные отрывки не следует считать незрелыми, лишёнными смысла и не имеющими прямого отношения к высшим идеям, которые составляют кульминацию мыслей Упанишад.
Напротив, стоит только разобраться в их символическом значении, как станет ясно, что они обладают весьма глубоким смыслом. Это обнаруживается при переходе психо-физического познания в психо-духовное, для обозначения которых мы предпочитаем употреблять сегодня более рационалистические, но менее конкретные и образные термины, но которые по-прежнему сохраняют своё значение для практикующих йогу и продолжающих открывать тайны психо-физпческого и психо-духовного существования. Типичными примерами такого рода отрывков, где в своеобразной форме выражены психические истины, являются толкования Аджаташатру природы сна и сновидений, или отрывок из «Прашна-упанишады» о категориях жизненного начала, или те места в Упанишадах, где получает развитие ведическая тема борьбы между богами и демонами, причём ей придаётся большее духовное значение, а функции и духовные силы ведических богов характеризуются более открыто, чем в «Ригведе» и «Самаведе»».
Ауробиндо Гхош, Основы индийской культуры, в Сб.: Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 356-358.