Вопрос | Ответ |
11.04.2012
Гринберг Александр Викторович, математик
г. Санкт-Петербург
Планирование науки, научных открытий – это по-вашему возможно? На лекции вы это только упомянули и пошли дальше. |
Викентьев И.Л.
Уважаемый Александр Викторович!
Свой тезис подтверждаю и поясняю по пунктам:
1) В XIX-XX веке методические разработки обычно отставали от научных на несколько поколений.
Что печально…
2) 1820 год. Датский физик Ханс Эрстед демонстрирует студентам опыт. Кто-то – здесь источники расходятся – то ли сам Эрстед, то ли наблюдательный студент или даже служитель кабинета – заметил, что при включении проводника в электрическую цепь на это бурно реагирует стрелка находящегося рядом компаса…
Французский физик Домник Араго назвал открытие Ханса Эрстеда «экстраординарным», вероятно, имея в виду, что оно было полностью неожиданным для нескольких десятков физиков того времени…
3) Но, тем не менее, я переформулирую: можно ли было планировать это открытие – влияние изменения тока на магнит?
Мой ответ: принципиально – да.
И вот почему. Физики тогда уже точно знали:
- о некоторых свойствах магнитов - о некоторых свойствах эл. тока
Рано или поздно кто-то из физиков должен был изучить СВЯЗЬ-1 между магнитными и электрическими явлениями. Кстати, в упомянутом выше опыте Ханс Эрстед хотел продемонстрировать студентам другую СВЯЗЬ-2: нагрев проводника при прохождении по нему электрического тока.
Другое дело, что:
а) в науке, в первую очередь, ценятся заметные, скачкообразные явления (если бы мелкое дрожание стрелки компаса можно было обнаружить, скажем, только с помощью лупы – изучение этой связи пришлось бы ждать ещё несколько поколений);
б) до промышленного внедрения открытия могут пройти десятки лет;
в) общественное признание и денежное вознаграждение Автор может просто не успеть получить – эта светлая мысль учтена в современном законодательстве ряда европейских стран (включая Россию): права на интеллектуальную собственность Автора действуют 70 лет после его смерти – ну, чтобы хотя бы внучатам досталось что-то…
Но открытие различных СВЯЗЕЙ между уже известными явлениями было неизбежно.
Более того, примерный азимут / направление / область этого открытия можно было грубо (то есть, без деталей) планировать. В то время была уже известна система координат Рене Декарта. По одной оси можно было отложить все известные физические явления, по другой - их же, и рассмотреть пересечения: какие СВЯЗИ явлений уже изучены / описаны, а какие ещё нет? Например, здесь могло бы найтись другое неожиданное для физиков открытие, сделанное Майклом Фарадеем также в XIX веке: влияние магнитного поля на плоскость поляризации света, да и массу других…
В XX веке подобные таблицы «пересечений» получили название морфологических.
4) Почему эти открытия не делались планово – пусть и перебором вариантов? Мой ответ: физика начала XIX века ещё не знала крупных лабораторий, НИИ и т.п. – просто силёнок было мало.
5) Если внимательно изучить группы и подгруппы современной Международной патентной классификации (ранее в СССР называлась: Международная классификация изобретений), то там в десятках – если не сотнях – разделов можно обнаружить такие блоки, скажем, обнаружения некого физического явления N:
- механические датчики обнаружения N; - пневматические датчики обнаружения N; - гидравлические датчики обнаружения N; - электромеханические датчики обнаружения N; - электродинамические датчики обнаружения N; - оптические датчики обнаружения N и т.п. и т.д.
Очевидно: идёт перебор разделов физики из школьного учебника… Или: когда в научный поиск стали вовлекаться тысячи и десятки тысяч учёных, техников, инженеров, морфологическая таблица не спеша построилась сама…
6) Прошу пока просто поверить: есть и другие механизмы планирования открытий / изобретений, которые не выложены на портал VIKENT.RU
7) Прошу Вас прочесть ещё раз пункт 1) в самом начале текста, а потом вопросы нашей Методической конференции…
|
С 08 сентября 2024 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Следующая, 55-я конференция «Стратегии творчества» пройдет 22 декабря 2024 года (воскресенье) в онлайн-формате. Следите за новостями на сайте, чтобы не пропустить актуальной информации.
Регистрация на конференцию: https://vikent.ru/konf/
Страница конференции во ВКонтакте: https://vk.com/vikent_konf
Более 150 докладов прошлых лет можно посмотреть на нашем YouTube-канале.
102 термина, 204 примера, 108 рекомендованных видео и более 1300 исследовательских тем для тех, кто готов вести творческие проекты.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию словаря вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Выпущено четвертое издание (и первое в печатном виде) справочника «Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы» с работами Генриха Сауловича Альтшуллера.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию книги вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Более 18800 подписчиков, более 1000 видео по теории творчества и более 150 докладов с цикла конференций «Стратегии Творчества». Присоединяйтесь и изучайте творчество вместе с нами.
«VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ»
Портал VIKENT.RU продолжает в ежедневном формате публикации в соцсетях:
«Новости изучения креатива» во ВКонтакте
«Конференция VIKENT.RU Стратегии творчества» во ВКонтакте
«Творческие личности и коллективы» на Facebook
Мы обновили «Видео-задачника проекта VIKENT.RU» и добавили в него 12 новых задач, доведя их общее число до 36. Добавьте его бесплатно в свою библиотеку на сайте издательства «LIVREZON» и участвуйте в софинансировании проекта VIKENT.RU.
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
«Новости изучения креатива | творчества» | |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»