Уникальный, неповторимый гений / талант

Справка Справка
Вопрос Ответ
23.01.2012
Оксана

Здравствуйте, Игорь Леонардович! Наш преподаватель сказал,  что вам можно писать напрямую. Мой вопрос: я часто слышу о неповторимости таланта. Что вы можете сказать?  

Викентьев И.Л.

Уважаемая Оксана!

На моём портале принято обращение по имени-отчеству (независимо от возраста). Как показывает многолетний опыт, это одна из технологических мелочей, которые помогают заниматься серьёзными проектами.  

Пожалуйста, сообщите Ваше отчество.  

Что касается эпитетов «уникальный-неповторимый-неподражаемый», здесь явно присутствует несколько эффектов.  

Эффект N 1 - наиболее банальный - объявление ведущего шоу в стиле: «Встречаем- аплодисментми-сегодня-только-у нас-проездом-в-Париж-наш-уникальный-неповторимый-неподражаемый…  и т.д.».  

Эффект N 2 – подчёркивание особенностей данного человека, хотя, как я уже писал ранее:   «Все люди разные, ровно до тех пор, пока они не начинают действовать и/или решать задачу»   Далее выясняется, что уникальные люди / специалисты, не сговариваясь,  делают пару десятков хронически-одинаковых ошибок…  

Эффект N 3 – акцентирование, что данный человек сделал открытие / изобретение и поэтому он  действительно уникален-неповторим, ибо он первый! Других не было!  


ПРИМЕР. Американский кинорежиссёр Дэвид Гриффит [1875 -1948] использовал разную «крупность киноизображения», а именно: общие, крупные и средние планы. Появление на экране только лиц героев сопровождалось выкриками из зала «Покажите ноги!» - так это было всем непривычно…   Вопрос: насколько действительно уникально достижение Дэвида Гриффита?   Да, оно ново относительно незамысловатых зрителей американской киношки начала XX века. Достижение явно менее уникально относительно искусствоведа, который знает, что за много столетий до появления кино, уже в Древней Греции существовали бюсты как вид скульптуры, а в живописи Европы давно практиковались портреты «по грудь» и «по пояс»…   Или: в разных системах отсчёта «уникальность достижения» явно разная – см. также схему о творческом вкладе личности.   


Эффект N 4 – сейчас использование комбинаций из общих, крупных и средних планов – широко растиражировано (это к вопросу о «неповторимости-неподражаемости») и стало штампом даже для начинающих кинолюбителей.  


Эффект N 5 заключается в  некой «похожести в серии уникальностей». Использую закавыченное словосочетание впервые и вот что имею в виду: если рассмотреть много, например, тысячи изобретений / открытий, оказывается,  что в них можно выделить общие элементы. В ТРИЗ это называется, в простейшем случае, «Приёмы». Подробнее данный эффект описан в этом интервью.        

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube

Новости
Случайная цитата
  • Высшая задача искусства по В.С. Соловьёву
    «…троякая задача искусства вообще: 1) прямая объективация тех глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой; 2) одухотворение природной красоты и чрез это 3) увековечение её индивидуальных явлений. Это есть превращение физической жизни в духовную, т.е. в такую, которая, во-первых, имеет сама в себе своё слово, или откровение, способна непосредственно выражаться вовне, которая, во-вторых, способна внутренно преображать, одухотворять материю и...