Каковы методики креатива, которые имеют наибольшее применение в настоящий момент и почему?

Вопрос Ответ
08.12.2011
Добротворский Игорь Леонидович
г. Москва

Каковы методики креатива, которые имеют наибольшее применение в настоящий момент и почему?

Уважаемый Игорь Леонидович!

 

Ответ на Ваш вопрос имеет несколько этажей.

 

1) Обычно под методикой креатива / креативности понимают некий свод процедур / рекомендаций, типа: «Мозгового штурма» или «Морфологического анализа».

И здесь трудно дать точный ответ на Ваш вопрос, поскольку:

 

а) по незнанию, например, «мозговым штурмом» называется любое мало-мальски неофициальное совещание (а  «мозговой штурм» имеет ряд know-how,  которые мало кто знает, а тем более – умеет выполнять);

 

б) при профессиональном (а не любительском) исполнении различные методики и их элементы  не универсальны, и имеют своё узкое назначение, например:

- разогрев группы; 
- коррекция инерции мышления человека, решающего задачу;
- переформулировка исходной проблемной ситуации в систему задач; 
- получение базовой системы идей; 
- поиск более широкого применения системы базовых идей и т.п.

 

2) Лично я предпочитаю классифицировать не сколько упомянутые Вами «методики креатива»,  сколько – см.: Викентьев И.Л., Стратегии креатива  – поскольку последнее понятие шире.

 

3) Если работать в этих понятиях, то статистически-неоптимистически явно побеждают две стратегии:

 

- Фактический отказ Человека от решения;

- Подражание / заимствование Человеком чужих решений.

 

4) Фактический отказ Человека от решения.  Почему такое название? Обычно прямой отказ – лишь часть случаев, обычно, он маскируется под длинные обоснования-самооправдания на тему «Почему я не буду решать…» или заведомо слабые «решения-недодумки».

 

Так, позавчера, 06.12.2011 г. в г. Санкт-Петербурге при обсуждении проблемной ситуации: «Собаки кусают многих горожан – что делать?», некое время было уделено предложениям «экспертов» с очень маленькой буквы: «Каждый горожанин должен помнить, что собака – тварь божия…»; «Нужно сделать так, чтобы все дети любили животных!»; «Каждый горожанин, включая школьников младших классов, должен приобрести и постоянно носить с собой электрошокер…» Характерная деталь: за язык этих «экспертов» никто не тянул – они сами не уставали повторять, что, цитирую: «много лет занимаются этой проблемой». 

 

Но фактически – минимально-работоспособного решения НЕТ. Отсюда и название стратегии.

 

5) Из ситуации: своего решения нет – но решения нужны – автоматически возникает другая массовая стратегия, о которой упоминал ещё Демокрит: Подражание / заимствование решений.  

Далее – подстратегии:

- слабый Человек использует чужое решение, но сознательно скрывает его источник, надеясь, что в эпоху Internet никто, никогда об этом не узнает…

- Человек использует чужое решение, но «вытеснил-забыл» по Зигмунду Фрейду его первоисточник;

- Человек использует чужое решение + свой (свой! = это Я, Я придумал!) крохотный «бантик» и гордится этим;

- нормальный Человек использует чужое решение и, как минимум, ссылается на первоисточник и/или законно приобретает права на чужое произведение.

 

См. также:

 

Викентьев И.Л., Стратегия креатива: «Использование типовых решений»