Вопрос | Ответ |
08.12.2011
Добротворский Игорь Леонидович
Каковы методики креатива, которые имеют наибольшее применение в настоящий момент и почему? |
Викентьев И.Л.
Уважаемый Игорь Леонидович! Ответ на Ваш вопрос имеет несколько этажей. 1) Обычно под методикой креатива / креативности понимают некий свод процедур / рекомендаций, типа: «Мозгового штурма» или «Морфологического анализа». И здесь трудно дать точный ответ на Ваш вопрос, поскольку: а) по незнанию, например, «мозговым штурмом» называется любое мало-мальски неофициальное совещание (а «мозговой штурм» имеет ряд know-how, которые мало кто знает, а тем более – умеет выполнять); б) при профессиональном (а не любительском) исполнении различные методики и их элементы не универсальны, и имеют своё узкое назначение, например: - разогрев группы; - коррекция инерции мышления человека, решающего задачу; - переформулировка исходной проблемной ситуации в систему задач; - получение базовой системы идей; - поиск более широкого применения системы базовых идей и т.п. 2) Лично я предпочитаю классифицировать не сколько упомянутые Вами «методики креатива», сколько – см.: Викентьев И.Л., Стратегии креатива – поскольку последнее понятие шире. 3) Если работать в этих понятиях, то статистически-неоптимистически явно побеждают две стратегии: - Фактический отказ Человека от решения; - Подражание / заимствование Человеком чужих решений. 4) Фактический отказ Человека от решения. Почему такое название? Обычно прямой отказ – лишь часть случаев, обычно, он маскируется под длинные обоснования-самооправдания на тему «Почему я не буду решать…» или заведомо слабые «решения-недодумки». Так, позавчера, 06.12.2011 г. в г. Санкт-Петербурге при обсуждении проблемной ситуации: «Собаки кусают многих горожан – что делать?», некое время было уделено предложениям «экспертов» с очень маленькой буквы: «Каждый горожанин должен помнить, что собака – тварь божия…»; «Нужно сделать так, чтобы все дети любили животных!»; «Каждый горожанин, включая школьников младших классов, должен приобрести и постоянно носить с собой электрошокер…» Характерная деталь: за язык этих «экспертов» никто не тянул – они сами не уставали повторять, что, цитирую: «много лет занимаются этой проблемой». Но фактически – минимально-работоспособного решения НЕТ. Отсюда и название стратегии. 5) Из ситуации: своего решения нет – но решения нужны – автоматически возникает другая массовая стратегия, о которой упоминал ещё Демокрит: Подражание / заимствование решений. Далее – подстратегии: - слабый Человек использует чужое решение, но сознательно скрывает его источник, надеясь, что в эпоху Internet никто, никогда об этом не узнает… - Человек использует чужое решение, но «вытеснил-забыл» по Зигмунду Фрейду его первоисточник; - Человек использует чужое решение + свой (свой! = это Я, Я придумал!) крохотный «бантик» и гордится этим; - нормальный Человек использует чужое решение и, как минимум, ссылается на первоисточник и/или законно приобретает права на чужое произведение. См. также: Викентьев И.Л., Стратегия креатива: «Использование типовых решений»
|
С 08 сентября 2024 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Следующая, 55-я конференция «Стратегии творчества» пройдет 22 декабря 2024 года (воскресенье) в онлайн-формате. Следите за новостями на сайте, чтобы не пропустить актуальной информации.
Регистрация на конференцию: https://vikent.ru/konf/
Страница конференции во ВКонтакте: https://vk.com/vikent_konf
Более 150 докладов прошлых лет можно посмотреть на нашем YouTube-канале.
102 термина, 204 примера, 108 рекомендованных видео и более 1300 исследовательских тем для тех, кто готов вести творческие проекты.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию словаря вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Выпущено четвертое издание (и первое в печатном виде) справочника «Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы» с работами Генриха Сауловича Альтшуллера.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию книги вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Более 18800 подписчиков, более 1000 видео по теории творчества и более 150 докладов с цикла конференций «Стратегии Творчества». Присоединяйтесь и изучайте творчество вместе с нами.
«VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ»
Портал VIKENT.RU продолжает в ежедневном формате публикации в соцсетях:
«Новости изучения креатива» во ВКонтакте
«Конференция VIKENT.RU Стратегии творчества» во ВКонтакте
«Творческие личности и коллективы» на Facebook
Мы обновили «Видео-задачника проекта VIKENT.RU» и добавили в него 12 новых задач, доведя их общее число до 36. Добавьте его бесплатно в свою библиотеку на сайте издательства «LIVREZON» и участвуйте в софинансировании проекта VIKENT.RU.
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
«Новости изучения креатива | творчества» | |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»