«Высший тип человека» в изложении и по оценке Ф.М. Достоевского

«... Кстати, припоминаю теперь один случай, бывший со мной два с половиной года тому назад. Я ехал в вагоне в Москву и ночью вступил в разговор с сидевшим подле меня одним помещиком.

Сколько я мог разглядеть в темноте, это был сухонький человек, лет пятидесяти, с красным и как несколько распухшим носом и, кажется, с больными ногами. Был он чрезвычайно порядочного типа - в манерах, в разговоре, в суждениях и говорил даже очень толково. Он говорил про тяжёлое и неопределённое положение дворянства, про удивительную дезорганизацию в хозяйстве по всей России, говорил почти без злобы, но с строгим взглядом на дело и ужасно заинтересовал меня. И что же вы думаете: вдруг, как-то к слову, совершенно не заметив того, он изрёк, что считает себя и в физическом отношении несравненно выше мужика и что это уж, конечно, бесспорно.

- То есть, вы хотите сказать, как тип нравственно развитого и образованного человека? - пояснил было я.

- Нет, совсем нет, совсем не одна нравственная, а прямо физическая природа моя выше мужицкой; я телом выше и лучше мужика, и это произошло от того, что в течение множества поколений мы перевоспитали себя в высший тип.

Спорить тут было нечего: этот слабый человек, с золотушным красным носом и с больными ногами (в подагре, может быть, - дворянская болезнь) совершенно добросовестно считает себя физически, телом, выше и прекраснее мужика!

Повторяю, в нём не было никакой злобы, но согласитесь, что этот беззлобный человек, даже и в беззлобии своём, может вдруг, при случае, сделать страшную несправедливость перед народом, совершенно невинно, спокойно и добросовестно, именно вследствие презрительного взгляда его на народ, - взгляда почти бессознательного, почти от него не зависящего».

Достоевский Ф.М., Повредившиеся люди / Дневник писателя, Полное собрание сочинений в  30-и томах, Том 22, Л., 1981 г., «Наука», с. 108-109.

См. также:  Ламаркизм