15 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РАЗРАБОТЧИКА ТРИЗ и ЖСТЛ Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА

Что сделал Генрих Саулович Альтшуллер?

Подготавливая и проводя лекции для самых разных категорий слушателей: студентов, преподавателей, инженеров, новаторов, предпринимателей, учёных и т.п., я выяснил, что рассказывая о Г.С. Альтшуллере, важно задать эталон – иначе граждане просто не понимают, что он сделал.

Причина в том, что почти 100% населения никогда в жизни не работало вместе с личностями исторического масштаба, и их представления о подобных личностях сформированы телевидением и кино, то есть – упрощены и искажены. Мне повезло, я переписывался с Г.С. Альтшуллером и несколько раз встречался с ним.

Характернейший «сборный» вопрос от Слушателей: «Альтшуллер, где он работает? Он, что, психолог? А у него есть премии – государственные, Нобелевские? Награды, звания? Он, наверное, миллионер?»

Дело в том, что психология творчества (европейская, американская – любая) за весь XX век так и не смогла дать небанальных ответов на вопрос: «Как решать творческие задачи»? Вы можете проверить это самостоятельно, одним кликом мышки: 74 материала по психологии творчества

А Г.С. Альтшуллер, смог! Работая ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, а в советском Азербайджане, в Баку. Смог – для решения изобретательских задач.

Люди из Москвы (конкретнее – «Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов», Институты повышения квалификации патентоведов и т.п.) – те, кто по должности должны были бы поддерживать подобные начинания, ему не только не помогали, но препятствовали: человек из Баку, без научной степени, никому не угождающий, не берущий начальство в соавторы – зачем ему помогать?

Поэтому ни наград, ни научных знаний, ни финансирования не было.

Г.С. Альтшуллер всё разрабатывал за свой счёт. Ему помогала семья – роль которой, на мой взгляд, до сих пор не оценена. Только для рассылки писем с новыми материалами было изведено 5 пишущих машинок. Другой множительной техники у него не было.

Новые материалы и книги он рассылал принципиально бесплатно – в том числе и мне.

Чтобы понять уровень идей об инновациях «до Г.С. Альтшуллера» – можно прочитать рассуждения биолога, академика Н.К. Кольцова:  Признаю: автор – известный генетик, но здесь, выйдя в «область своей некомпетентности», сказал глупость. Впрочем, подобные высказывания исчисляются сотнями - см. Мифы о творческой деятельности.  Я цитирую Н.К. Кольцова лишь потому, что именно на это высказывание в устной беседе ссылался сам Г.С. Альтшуллер.

В МОЁМ ПОНИМАНИИ, Г.С. АЛЬТШУЛЛЕР ВНЁС в МИРОВУЮ НАУКУ НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ к РЕШЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Как создатель крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов VIKENT.RU, могу уверенно сказать: до Г.С. Альтшуллера решение творческих задач веками изучалось, обсуждалось и… забалтывалось.

Он был первый, кто сформулировал именно систему приёмов, резко увеличивающих вероятность решения многих классов технических задач. В своих текстах он неоднократно упоминал, что начал с техники, ибо в технике было собрано хорошее хранилище решений – патентный фонд. Скажем, в искусстве, литературе, подобных всемирных фондов решений до сих пор нет…

Но система приёмов – это первый и промежуточный этап. Позднее он разработал уникальный Алгоритм Решения Изобретательских Задач – АРИЗ, состоящий из ряда небанальных шагов по коррекции инерции мышления, построению модели задачи, её решению, проверке и обобщению в принцип.

Изучая «жизнь идей», он начал собирать Регистр научно-фантастических идей, объёмом в 3000 страниц…

Подводя итоги жизни – написал «Жизненную Стратегию Творческой Личности»: о том, как можно небездарно её прожить. ЖСТЛ – это 88 шагов в виде обобщения многих печальных ошибок (!) и сильных ходов творческих личностей, изменивших в прошлом облик Европы.

При чтении ЖСТЛ многие комплексуют: тяжело сравнивать собственное убожество со сборной стратегией великих…

Вопрос, который нужен для понимания: а что сделали по данным – методическим – направлениям в XX веке ведущие университеты страны? Университеты мира? А что сделали НИИ Академии наук?

Ответ с точки зрения практика: н – и – ч – е – г – о.

Более политкорректный ответ: люди защищали диссертации (в ряде случаев – откровенно списывая с Г.С. Альтшуллера); писали методички и книги; не всегда понимая, что говорят, учили и учат студентов, принимают зачёты и экзамены…
И вообще: кому сейчас легко?

Приведу ещё один важный факт: по имеющейся у меня статистике, львиная доля великих европейцев сделали один прорыв. Намного меньшее количество – два или три прорыва.

Г.С. Альтшуллер, получив от И.В. Сталина 25 лет лагерей (за предложение начать разработку методики изобретательского творчества) и отсидев в них ряд лет, позже живя в Баку и не всегда имея возможности для исследовательской работы, сделал множество таких прорывов, опередив, как минимум, на несколько десятилетий передовой фронт науки.

Кроме этого, он смог организовать десятки школ изобретательского творчества в СССР и ряде других стран. Организовать удалённо, по обычной почте! Деликатно предупреждал: для постановки навыка решения изобретательских задач по ТРИЗ-методикам, нужно лично прорешать минимум 200 задач. Не все это услышали… Просил делать корректные ссылки. Многие не захотели услышать – это было невыгодно: тогда неопытные читатели будут знать первоисточники.

А ещё он бесплатно дарил свои материалы…

Он даже успел предсказать в тексте ЖСТЛ неблаговидное поведение «учеников» после своей смерти… Впрочем, это другая история.

Как он писал, из 100 обученных изобретателей, получается 10 преподавателей ТРИЗ, а из 10 преподавателей ТРИЗ получается 1 новый разработчик.

По моей оценке, примерно такой процент приличных Учеников и получился…

+++++++++++++++++++++++++++++++

ТРИЗ

130 материалов Г.С. Альтшуллера по ТРИЗ и ЖСТЛ на портале VIKENT.RU

Бесплатно-распространяемая электронная книга: «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы»

Правила корректных ссылок на ЧУЖИЕ материалы