Модель самодостраивания мыслей и образов по Е.Н. Князевой

«В качестве основной для понимания работы творческого мышления, продуктивного воображения и интуиции предлагается модель самодостраивания мыслей и образов.

Творческое озарение, инсайт интерпретируется как сверхбыстрый, лавинообразный процесс радикальной переструктурализации элементов опыта и обретения нового смысла. Анализируются особенности измененных состояний сознания посредством приема психоактивных средств и их роль в стимулировании креативных способностей человека при решении задач в науке, технике и искусстве. Обсуждаются современные методики развития творческого мышления. […]

Человек в процессе своей творческой активности также производит нечто ранее невиданное и небывалое, говорит новое слово в науке или искусстве. Можно, пожалуй, говорить о сквозной креативности мира природы и мира человека. Природа рождает новые формы и структуры, но она также запускает и механизмы разрушения и самоуничтожения организмов (их запрограммированная смерть), ради созидания нового и прогресса на более высоком уровне организации.

Природа умеет увеличивать и свёртывать разнообразие, умножать случайность для поиска нового и канализировать её для выхода к сверхсложным формам. Человек является продуктом эволюции природы, а, стало быть, всё то креативное, что свойственно природе, повторяется, сохраняется и расцветает в нем благодаря высшим способностям духовной деятельности - его саморефлексии, эмпатии, продуктивному воображению, абстрактному мышлению. […]

Роль разнообразия и варьирования подходов как основы для продуктивного мышления давно уже была подмечена гештальт-психологами. «Хорошие мыслители, - писал Н. Майер, - не стараются останавливаться на неудачном подходе к решению задачи. Они переходят от одного направления к другому, пытаясь вначале преодолеть одну трудность, а затем другую. С другой стороны, плохие мыслители упорно держатся за одно направление и могут потратить несколько часов, чтобы преодолеть непреодолимое».

Поль Валери построил концепцию словесного и художественного творчества, многие идеи которой резонируют с развиваемым здесь пониманием интуиции как самодостраивания. «Музыкальная композиция, - отмечает он, - требует выражения знаками действий мелодичных и ритмичных образов, выводимых из «царства звуков», которое мыслится как «беспорядок» - или, лучше сказать, как потенциальная совокупность всех возможных порядков... Мир музыки по-своему уникален: это мир звуков, выделенных из массы шумов».

2) Установочный план. Механизм самодостраивания включает в себя направленность на возникающее целое. Талантливый учёный или художник способен взглянуть на создаваемое им произведение как бы «с высоты птичьего полёта», он держит в своём уме весь его план, замысел, фабулу, интригу. Этот план, главная идея или образ служит некой путеводной нитью, на которую нанизываются все элементы знания и опыта. Это есть мерило, определяющее отбор материала и место каждого фрагмента знания, опыта или текстового блока в структуре целого. Это есть аттрактор творческой деятельности.

Так, творящий композитор держит в себе ритм симфонии в целом. Музыкальный гений имеет оркестр в своей голове. И.В. фон Гёте писал о том, что форма и смысл целого произведения весьма существенны в поэтическом творчестве, именно они определяют надлежащее место возникающих отдельных частей и то, что эти части легко воспринимаются затем читателем. «Художник, которому должны быть важны форма и смысл целого, может быть всё-таки очень доволен, если отдельные части, которым он преимущественно уделил свое внимание, воспринимаются легко и с удовольствием».

А.С. Пушкин имел обыкновение составлять сжатый план поэмы, который мелкими деталями (образами, рисунками) схватывал ритм всей поэмы и буквально вёл его в поэтическом творчестве, служил аттрактором его работы. Л.Н. Толстой в своих дневниках признавался, что писал свои тысячестраничные романы ради двух-трех горячо любимых им сцен. Именно эти сцены организовывали, концентрировали вокруг себя весь остальной материал, который лишь подводил к этим сценам, всецело «работал» на них. Установочный план - не обязательно нечто логически ясное и выраженное. Напротив, это - скорее, некий неосознаваемый, невербализуемый и некоммуницируемый, нерасчлененный «сгусток смысла», который выливается рано или поздно в выражение мыслей в вербализованной форме. Анализ таких неосознаваемых предментальных переживаний был проведен Л.С. Выготским. Кроме того, в свете теории сложности можно было бы добавить, что план играет роль некоторого стимула, своего рода резонансного воздействия на сложный комплекс сознания - подсознания. План инициирует работу подсознания, способствует выведению наружу потенциально зреющего знания, его вербализации и логическому оформлению. Именно такую роль играл план в творчестве А.С. Пушкина: за очертаниями женских профилей и силуэтов, особым образом расположенных на листе бумаги, стоял целый комплекс смыслов и ритмов, зовущих к творчеству.

3) Искусство отбора. На базе увеличения разнообразия, «перевзвешивания» познавательных ценностей происходит отбор, отсечение «ненужного». В этом смысл явных и латентных установок. Творческое мышление происходит не путём случайного перебора вариантов, а посредством выбора главного, чтобы организовать целое. Самоорганизация происходит вокруг этого ключевого звена.

Именно искусство критической оценки первоначального разнообразия версий решения проблемы, искусство выбора главного, а вовсе не умение генерировать это разнообразие, часто рассматривают в качестве признака талантливости человека. «Поэт Поль Валери сказал: «Необходимы двое, чтобы изобрести что-либо». Он ссылался не на сотрудничество-партнёрство между людьми, а на чуть ли не шизофреническую расколотость сознания учёного, изобретателя или поэта, который имеет внутри себя и новатора, продуцирующего разнообразие и строгого критика, умеющего его свернуть, знающего, что ценно и что нужно оставить. «Один, - говорит он, - производит комбинации; другой выбирает, признаёт, что он желает и что является важным для него в массе вещей, которые первый сообщил ему. То, что мы называем гением, гораздо менее работа первого, нежели готовность второго постигнуть ценность того, что было предложено до него, и выбрать». […]

4) Самодостраивание. Все предыдущие вышеописанные этапы необходимы для акта самодостраивания, который и составляет кульминационный момент творчества. […]

Достижение творческой цели одновременно означает построение целого.

Креативность человека включает в себя способность видеть целое прежде составляющих его частей. И это целое  определяет уже положение частей, причём сами части, возможно, ещё не даны, находятся в процессе становления и упорядочивания. Это есть, по сути, способность к синтетической деятельности. Творческий человек видит контекст, поэтому он знает, каким должно быть положение части в целом.

Лишённый таких способностей человек видит только части, отдельное, единичное, он «зациклен» на них; за деревьями он не видит леса. Не зная контекста, значение какой-то непонятной части (не говоря уже о значении целого) остаётся для него неведомым…»

Князева Е.Н., Природа креативности в зеркале креативности природы, в Сб.: Эпистемология креативности / Отв. редактор Е.Н. Князева,  М., «Канон+», 2013 г., с. 10, 20-21 и 23.