Инструкция по работе с Контекстной панелью

Учеба в театральном вузе по З.Я. Корогодскому

«На первой же встрече мы должны условиться о доверии. Для того, чтобы годы учёбы были плодотворными и радостными, студенты должны нас, учителей своих, считать единственными и самыми лучшими, а мы их - самыми талантливыми и умными учениками. Если мы заключим такой добровольный союз, то обе стороны будут в выигрыше. «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».

А потому необходимо проявить максимальную инициативу и взять всё, что можно и необходимо, за годы учёбы и у сокурсников, и у тех, кто будет учить профессии. Никто не станет уговаривать работать - хотите стать актёром - берите «палку» и становитесь «капралом».

В нашем деле этот совет звучит как верная и добрая рекомендация быть неутомимым и, что ещё важнее, инициативным. Только инициатива, предельная активность в работе над собой - залог успеха. Мы хорошо относимся к ученикам не за то, что они хороши собой, вежливы с нами, и не за то, что угадываем талант, - пусть это всё подразумевается, мы будем хорошо относиться к ученику за труд, за способность учиться. Тот, кто много успевает, жадно впитывает знания, тот обычно и бывает любимым.

Молодой человек, когда входит в жизнь, а тем более в искусство, попадает в тиски: с одной стороны - высокие помыслы, с другой - быт. Бытовые интересы, так называемые естественные потребности хочется удовлетворить. Соблазн велик, подчас мелочность будет ещё сильна, сильны житейские мудрости типа: «тише едешь - дальше будешь», «моя хата с краю». Нужен невероятный запас своего рода упругости, чтобы ученика не сломили мелкие обстоятельства.

С первых же дней советуем им оберегать себя от всякого рода уступок, компромиссов. Ведь всё, что человек совершил, остаётся с ним. Биография создастся в настоящее время. И вчера, и сегодня -  всё ради завтрашнего. Человек, устремленный в завтрашнее, не тратит энергию не по существу.

Художник воспитывается в среде, и студенты в ответе за эту среду, в которой придётся жить и учиться. Непросто сотворить такой коллектив, в котором будет интересно жить и заниматься творчеством и в котором каждый получит как можно больше. Артист воспитывается в среде и надо будет оберегать, творить её. Но что же выше всего ценится в творческой среде? На какой почве может вырасти настоящий артист? Какое требование надо прежде всего предъявить себе и окружающим? Естественность!

Мы будем учиться быть на сцене подлинными, живыми людьми, будем осваивать школу переживания, которая основана на подлинном, неподдельном человеческом чувстве, на непосредственных его проявлениях. […]

Становление творческой личности невозможно в бездуховной атмосфере. Нравственный климат, духовные отношения зависят прежде всего от характера отношений учителя и учеников, в которых не может быть лжи, криводушия, насилия.

Проблема дистанции - одна из самых тонких в педагогике. Быть с учениками близко и далеко -  трудный долг учителя, ещё труднее всегда и во всём являть пример. Но «учитель - это старый ученик», ученическое самочувствие педагога передается окружающим, они начинают верить, что главное в учёбе и творчестве - ученическое самочувствие, что надо всю жизнь учиться каждый день. Если учитель «уча учится», то это, может быть, самый заразительный пример.

Педагогика -  процесс непрерывного решения противоречий с наименьшим компромиссом. Как сочетать желанную свободу с необходимым напряжением, строгость и ласку, пристрастие (любимые ученики должны быть) и объективность, терпение (способность ждать) и нетерпеливость (скорее хочется увидеть результат), расстояние и близость? Фамильярность, слащавость в отношениях так же вредны, как и напряжённый официоз, сухой педантизм.

И всё-таки со студентами надо быть на Вы. Это и их обязывает, и педагога держит в рамках. Личная жизнь ученика неприкосновенна, но не знать её - опрометчиво, так как вторая жизнь, «жизнь за кадром», многое решает в главной жизни - уроке. Опять противоречие. Оно решается доверием, но взаимным. Ведь учитель не тот, кто учит» а тот, у кого учатся. А значит, надо являть уровень человеческой и профессиональной компетентности, чтобы получить право на суд и благословение, чтобы тебе верили.

Может быть, самый тяжёлый долг учителя - не ждать благодарности и быть ровным с учениками, насколько это возможно в творческом общении, когда любовь и ненависть рядом. Однако «любовь догадливее ненависти», её очень остро чувствуют ученики и щедро за нее платят доверием. Если соблюдать равновесие в трудных парадоксах педагогического долга, то создастся та нравственная и творческая атмосфера, в которой можно заниматься «гимнастикой чувств», той изнурительной грамматикой вдохновения, которая составляет основу школы   К.С. Станиславского, школы «мук творчества» над гаммами профессии.

На уроках постоянно повышается уровень творческого сознания, в котором мораль, этика выше профессии, так как от уровня сознания зависит уровень задач в работе студента над собой, в его сознательном сотворении себя. «Назначение человека - быть существом свободным, а следовательно, и самосозданным, так как только самосозданное существо может быть свободным», - так писал Н.Ф. Фёдоров - выдающийся мыслитель XIX века, автор «Философии общего дела». Тем более свободным должен быть актёр не только в работе над собой, но главное - свободным в коллективном творчестве. Коллективизм - один из наиважнейших и труднейших элементов актёрской профессии. Охранять индивидуальность, самобытность личности в коллективе, где конформизм обычно норма, должны и учитель, и сам ученик, так как театр - это ансамбль индивидуальностей. Однако в театре необходимо примирить личное с общим для блага двух сторон, потому этика совместного творчества, коллективной жизни, уважения к индивидуальности и охрана общих интересов обязательно должны присутствовать на каждом занятии. Мое счастье в театре возможно, если я делаю счастливыми других, то есть думаю о других - это закон театра, фундамент этики театрального сообщества.

Иначе мне всё помешает состояться. Одаренность - потребность дарить себя другим, уважать другого и видеть дар других. «Счастье - это когда другим людям становится лучше от того, что ты живёшь на свете», - говорил А. Ухтомский.

Каждый урок пронизан энергией самовоспитания, так как актёрская школа - это школа не «гениев от Бога», а школа сотворения «гения от себя». Поэтому пробуждение, развитие творческой инициативы студента - постоянная забота педагога на уроке. Активность, инициатива - основные признаки одарённости. Ученик должен научиться самостоятельно работать над собой - в этом пафос «системы» К.С. Станиславского. Иждивенчество, лень - тревожные симптомы нетворческого самочувствия. В искусство нельзя тянуть, звать. Ученика зовёт, ведёт призвание, когда он учится, работа над собой - необходимость. Очень часто в вуз попадают по интересу (иногда сомнительному), любопытству: «попытка - не пытка», «чем черт не шутит!». На уроке через упражнения проверяется уровень потребности, характер интересов в профессии, в искусстве. На каждом уроке, в течение всех лет учёбы! Упражнения в напряжённых условиях обнаруживают возможности личности. Упражняться - значит напрягаться, а через напряжение обретается свобода - «душой исполненный полёт».

В скучных буднях учёбы через гаммы сознательно вызывать вдохновение может только тот человек, для которого творчество - потребность. Вдохновение (творческое самочувствие) приходит в деятельности, в работе над собой. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнить свой долг и тотчас себя познаешь», - утверждал Гёте. Ученик обязан знания, полученные на уроке, перевести в опыт, в деятельность, в поведение, что и есть его работа над собой. Каждый урок должен давать знания через опыт и опыт через знания. Это под силу только обладающему талантом к учёбе. Талант к учебе - дар, но он развивается».

Корогодский З.Я., Начало, СПб, «СПбГУП», 1996 г., с. 63-64 и 87-89.