Избыточность мозга и перерастание личностью своей биологической сущности по Марксу Тартаковскому

«Не углубляясь в теорию эволюции, скажем лишь, что психика любого животного, даже элементарная реакция (муха настораживается, как бы предугадывая опасность), рассчитана на предварение событий, не только на то, что есть, но и на то, что лишь возможно в принципе.

Но если это так, значит, при любых обстоятельствах бытие не перекрывает сознание; оно, пусть и на ничтожную долю, шире бытия. И эта генетическая избыточность нашего мозга, реализуясь, движет саму жизнь.

Мы говорим уже о мышлении - реализуемом сознании.

И действия людей, хотя бы и самые элементарные, не идентичны случайным броуновым толчкам (как мы предположительно решили); ориентированность мышления, высшей формы психики, на то, чего ещё нет, но - может быть, есть движущая сила истории.

Феномен личности в том, что она как бы перерастает свою биологическую сущность; более того, способна изменить эту сущность, направлять собственное развитие. Ни одно животное на это не способно; не способна и человеческая особь с её личиночным сознанием. Личность на основе жизненного опыта вырабатывает собственные духовные установки, не довольствуясь готовыми.

Она - творит; а первое условие творчества, (искусств, наук, мышления, не довольствующегося утилитарным сознанием) - выход за пределы конкретного бытия, ПРЕОДОЛЕНИЕ СРЕДЫ, а не только приспособление к ней.

И можно утверждать теперь, что «на выходе» чёрного ящика мировой истории - ЛИЧНОСТЬ. И значит, вся она ЕСТЬ РАЗВИТИЕ ОТ ОСОБИ К ЛИЧНОСТИ».

Тартаковский М.С., Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка, М., «Прометей», 1993 г., с. 47-48.

 

Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру