Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру

В ЖСТЛ постулируется, что по мере достижения творческой личностью  результатов по цели-1, она переходит к цели-2, затем к цели-3… (Иногда используются – соответственно – другие термины: ДЦ-1, ДЦ-2, и ДЦ-3, либо: цель – надцель и наднадцель)

«Цели 1,2,3 составляют системную иерархию: цель, более общую надцель и ещё более общую наднадцель. Часто цель-1 - техническая, цель-2 - научно-техническая, цель-3 - социально-научная (или социальная).

Например, изобретение электрической лампы - цель-1, электрификация - цель-2, социальная перестройка на основе всеобщей электрификации - цель-3.

Один из ключевых моментов «Стратегии» заключается в переходе от цели-1 к надцели (цели-2) и в дальнейшем - к наднадцели (цели-3). Переходы эти часто происходят стихийно с большими потерями времени. Одна из главных причин в том, что ТЛ в азарте борьбы за внедрение результатов по цели-1 рассматривает факт внедрения как окончательную победу, упуская возможность перейти к целям 2 и 3 и не ощущая необходимости заблаговременной подготовки к достижению целей 2 и 3».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 171.


Не всегда, но в ряде случаев предполагается, что:

- целью-1 преимущественно занимается сама творческая личность и/или коллектив исполнителей вокруг неё;

- целью-2 преимущественно занимается школа, основанная творческой личностью;

- целью-3 преимущественно занимается движение, созданное творческой личностью и  её учениками.



Пример Достойной цели – создание методики изобретательства Г.С. Альтшуллером.

Пример возможной независимой цели – создание полезных ископаемых.

Видео: И.Л. Викентьев о творческих / креативных целях