Что же такое творчество по П.К. Энгельмейеру?

«...Под творчеством будем разуметь создание чего-нибудь из ничего».

Энгельмейер П.К., Эврология, или Общая теория творчества, журнал «Вопросы теории и психологии творчества», Харьков, 1914 г., Том 5, с. 156.

Далее он приводит пример с мозаикой из разноцветных кубиков. Два человека создают из одного и того же набора цветных кубиков разные картины. Затраты материи и энергии у них одинаковы, но эти картины - результат двух деятельностей.

Первый вопрос, который здесь возникает: какое значение имеют эти человеческие произведения? Затем мы хотим знать, что преследовал автор произведения, какие переживания оно в нас возбуждает и т.д.

Таким образом, мы с различных точек зрения оцениваем произведение и, в конечном счёте, говорим, что оно имеет такую-то ценность, в нём заложена такая-то идея, определяем его значение для нашей жизни. Это аналогично и для художественного произведения, и для  технического изобретения.

«Обобщая, можно сказать так: результат всякой здоровой деятельности мы оцениваем с точки зрения приложимости к нашей жизни и видим, что получилось новое добро, новая красота, истина или польза, вообще говоря - новая ценность. И вот где мы находим человеческое творчество. Человек творит ценности и только их. Ценности он творит, т.е. создает из ничего. В самом деле: возьмем новую теорию, объясняющую новые наблюдения, новое художественное произведение, новый добродетельный поступок, новую полезность... одним словом, новую созданную человеком ценность. Ведь этой ценности раньше не было: стало быть, она создана из ничего. В отношении ценностей человек является творцом в полном смысле слова».

Энгельмейер П.К., Эврология, или Общая теория творчества, журнал «Вопросы теории и психологии творчества», Харьков, 1914 г., Том 5, с. 157.

 

Новизна и полезность - критерии оценки изобретений по Томасу Джефферсону