Деградация исследователей: психология и признаки по Г.С. Альтшуллеру

В тексте ЖСТЛ можно найти упоминание об одном механизме деградации  - вплоть до распада творчества.

«С признанием нового учения растёт число срочных заказов на чтение лекций, составление учебных пособий, создание книг и пр. Выполнение всех заказов возможно только за счёт снижения качества работы. Спешка неизбежно приводит к халтуре; халтура - к деградации личности исследователя. Годами лекции читаются по одним и тем же планам с использованием одних и тех же примеров; нет времени на отшлифовку текстов книг, на углубленную разработку пособий и вообще на добросовестные исследования» […]. Человек, проигравший в Игре с внешними (и внутренними) обстоятельствами, становится частью внешних обстоятельств. Собственно, Внешние обстоятельства и состоят из проигравших или не вступивших в Игру».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 371-372 и 216.

 

Я отмечу ещё один механизм: Ученик, добившийся своего первого успеха, обычно не осознаёт (или не хочет осознавать - см. Психологические защиты): какой вклад в основу его успеха был внесён Основателем научной школы…

 


Причины порчи научной школы

Не-творческая личность по Г.С. Альтшуллеру