Порча научной школы
Деградация творческих людейДеградация творческих людей
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Порча научной школы
Деградация творческих людейДеградация творческих людей
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Как показывает, например, исторический опыт христианства, рано или поздно происходит порча движения... Аналогичное происходит и с научными школами:
«За вход в науку приходится дорого платить. Видимо, поэтому так соблазнительно проскочить без платы. Норберт Винер пишет в своей биографии: «...честолюбивые люди, относящиеся к обществу недостаточно лояльно или, выражаясь более изящно, не склонные терзаться из-за того, что тратятся чужие деньги, когда-то боялись научной карьеры, как чумы. А со времен войны такого рода авантюристы, становившиеся раньше биржевыми маклерами или светочами страхового бизнеса, буквально наводнили науку». Винер имеет в виду капиталистическое общество. Но было бы наивным лицемерием утверждать, что у нас мало людей, которые идут в науку, только чтобы устроиться. Такие люди есть.
Винер шутя говорит, что неплохо было бы раз в году сжигать по жребию одного учёного. Тут, конечно, есть риск сжечь толкового человека. Зато резко уменьшится приток в науку карьеристов. Мальчишка, когда я рассказал об этой идее, просто повизгивал от восторга. Он до сих пор упорно не хочет считать её шуткой».
Альтов Г., Шальная компания / с Сб.: Опаляющий разум, М., «Детская литература», 1968 г., с. 128.
Вот ряд причин, вызывающих порчу научной школы:
«Порча» - процесс, совершаемый не абстрактными внешними обстоятельствами, а участниками школы, непосредственными последователями и продолжателями дела ТЛ, людьми, обученными и воспитанными Творческой Личностью. Процесс постыдный, ибо по сути это предательство. Вполне естественно, что каждый из предавших, желая выглядеть порядочным человеком в собственных глазах, объясняет своё предательство объективными необоримыми причинами. […]
Мы не претендуем на вскрытие всех механизмов «порчи» школы. Речь, вероятно, должна идти лишь о некоторых, возможно, взаимопересекающихся формах проявления «порчи».
1) Число лет, проведённых при школе (со времени первого знакомства с новым учением), отождествляется с творческой работой. Вместо научных достижений, открытий, проведённых исследований засчитывают себе в заслуги членский стаж. Отсюда и недовольство отсутствием «стажных» почестей; неудовлетворенные претензии разочаровывают в ДЦ, в школе, в ТЛ (вероятно, здесь имеется в виду руководитель школы - Прим. И.Л. Викентьева).
2) Перенос со службы на творческую работу критериев отношения к работе: ожидание подённого вознаграждения. Пусть небольшого, но стабильного и - главное - мгновенного дохода. Творческий труд не похож на обычную службу. Приходится годами трудиться крайне интенсивно, много раз переделывая и переписывая одну и ту же работу, доводя её до «печатного состояния», повторяя и перепроверяя одни и те же опыты и вычисления, чтобы уточнить результаты. А «навар» за труды крайне незначителен, зачастую он отдалён и совершенно не регулярен.
3) Проведение серьёзных исследований связано со сбором и анализом больших информационных массивов. Это тяжёлая работа. Гораздо легче - занятия «филологическими играми»: придумывание новых названий, формулировок, терминов. Путь этот лёгкий, но ведёт он лишь к псевдопродукции: старые формулировки выжаты из больших объёмов информации, новые взяты с потолка («мне кажется, что…»).
4) Проникновение в школу посторонних людей (не учеников, не сподвижников, даже не сочувствующих) - безразличных к достойным целям, но желающих стать «управителями». Они подменяют развитие Дела псевдоорганизационной суетой, которая отвлекает силы, мешает движению вперёд. Такие люди заняты поисками противоречий между участниками школы, плетением интриг, организацией раскола.
5) Проникновение дураков. Здесь два главных момента:
а) по любому участнику школы судят обо всей школе, поэтому дурак компрометирует не себя, но движение к ДЦ; б) дурак - даже из благих побуждений - может принести больше вреда, чем самый подлый из иуд.
Методов борьбы с дураками человечество пока не придумало (их действия непредсказуемы...). Не разработаны и методы исправления дураков (в отличие от насморка эта болезнь неизлечима). Поэтому единственная надежда на раннюю диагностику.
6) Отпугивает необходимость участвовать в борьбе за внедрение. Боязнь борьбы, как правило, облекается в нейтральные формулировки, типа: «всё равно это не поможет», «не хочу никого обижать», «получается, что все кругом дураки, а это неправильно» и т.п.
7) Предательство по «идеологическим» мотивам; участник школы, открыв небольшое дополнение к известным материалам, претендует на признание «глобальных заслуг» (причём, как правило, без качественной проверки нового дополнения). Объявляет себя автором всего комплекса материалов, которые он пытался усовершенствовать. Либо противопоставляет своё дополнение всей проделанной без него и до него работе. Если эту работу оценить в сто процентов, то предполагаемое дополнение (даже будучи абсолютно верным) займёт лишь сотую или даже тысячную долю процента. Поэтому, чтобы выпятить личные достижения, вся предыдущая теория, созданная ТЛ, замалчивается или искажается.
8) С признанием нового учения растёт число срочных заказов на чтение лекций, составление учебных пособий, создание книг и пр. Выполнение всех заказов возможно только за счет снижения качества работы. Спешка неизбежно приводит к халтуре; халтура - к деградации личности исследователя. Годами лекции читаются по одним и тем же планам с использованием одних и тех же примеров; нет времени на отшлифовку текстов книг, на углубленную разработку пособий и вообще на добросовестные исследования.
9) Появление конъюнктурщиков («честных купцов»). Они игнорируют развитие теории, не принимают появляющихся новшеств, поскольку для продажи обществу уже есть достаточно материала («Зачем развивать теорию, когда столько напридумано, что всю жизнь можно эксплуатировать?..»). «Купцы» не тормозят исследований, но и не дают научной отдачи школе. Они занимаются продажей полученных (разумеется, бесплатно) знаний. Происходит превращение чужих разработок в свою кормушку.
Такие ученики, однако, приносят больше пользы, чем вреда: в той или иной степени искажая идеологию цели, они все же информируют общественность о существовании ДЦ, а это не так уж мало.
10) Постоянное развитие теории обязывает участников школы всё время переучиваться. В школу же часто приходят с иной установкой: «Вот выучусь и стану корифеем». Нежелание переучиваться приводит к неизбежному отставанию. Выражается это в ругани новых разработок, в утверждении того, что старые материалы были более простыми и понятными.
11) Неприятие участниками школы надсистемной цели (ДЦ-2 и ДЦ-3): а) по «близорукости», из-за непонимания её важности, б) из опасений, что разработка ДЦ-2 трудно совместима с разработкой и внедрением ДЦ-1 (отвлекает силы и время лучших разработчиков), в) боязнь того, что из-за движения к ДЦ-2 (или к ДЦ-3) внешние обстоятельства запретят, разработки и по ДЦ-1 («нас закроют!»).
12) Часть учеников, как правило, наименее образованных и культурных и наименее связанных с работой по достижению ДЦ, ищет пути примирения с внешними обстоятельствами. Причину отрицательного отношения внешних обстоятельств к Делу они усматривают в участии в нём... Творческой Личности. В плохом характере ТЛ, в неумении «найти общий язык», в «не том» происхождении и в других сугубо личностных качествах. Выдвигаемая формула примирения с ВО выглядит так: «Дело, но без ТЛ» (теория относительности, но без Эйнштейна).
13) Один из эффективнейших способов борьбы с ТЛ - доносы в органы охраны правопорядка. Мы выделили четыре основных причины использования доносов:
а) личная неприязнь (Творческую Личность оценивают не по количеству и качеству творческой продукции, а по манере поведения, чертам лица, произношению, костюму и пр.),
б) желание устранить ТЛ и ближайшее окружение ТЛ, чтобы приписать себе результаты работы всей школы,
в) несогласие с теоретическими и практическими выводами из работы ТЛ и школы,
г) осуждение действительных нарушений школой некоторых законов внешних обстоятельств, например, при размножении материалов, разработке «запретных» тем и пр.»
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 369-373.
Аналогичные процессы происходят и при перерастании школы, состоящей из ближайших учеников лидера в более массовое движение.