Поиски новых приемов мастером художественного слова по И.В. Ильинскому

«Самостоятельное   творчество при художественном чтении дало мне большой толчок к проникновению в тайны актёрского творчества.

Интуитивно я пошёл по тому пути, о котором так хорошо говорил Л.Н. Толстой, утверждая положение, что «истинное знание всегда самостоятельно».   В дальнейшем  эта   самостоятельность, а также ряд моих наблюдений в работе над художественным словом оплодотворяли работу в театре, а работа в театре (в это время уже в Малом театре) оплодотворяла и влияла на работу чтеца.

Я держусь мнения, что разнообразная работа актёра в театре, в кинематографии, на эстраде, на радио помогает его росту.

Существует, однако, мнение, что каждый  из этих   жанров  специфичен и что театральный   актёр  часто  привносит  в  кино  театральные   приёмы,  негодные   для кино. Эстрадный актёр приносит с собой и в театр и в кино эстрадную специфичность, назойливую манеру подачи. Киноактёр плохо играет в театре, так как привык к поверхностной простотце, привык играть отдельные куски и не может справиться с масштабностью театра, отчего часто игра киноактёра в театре мелка и маловыразительна.

Мне кажется, что всё это происходит не в связи со «специфичностью», а только потому, что часто актёры замыкаются в своём жанре, ограничиваются привычными приёмами и технологией. В своём жанре они обрастают штампами, которые особенно чувствуются, если они начинают работать в другом. Я глубоко уверен, что талантливого и пытливого актёра работа в разных жанрах обогащает.

Разве нечему поучиться киноактёру в театре? Здесь он осознаёт сквозное действие, осознаёт необходимость большой подготовительной работы, в которой почувствует ритмический строй роли, особенности её действенной линии. Здесь он почувствует и познаёт обогащающую силу живого контакта со зрителем. После знакомства с театром и по возвращении к работе в кино ему вовсе не нужно будет играть театральными приёмами, но его кинематографическая актёрская техника обогатится знанием театральной актёрской техники, которая принесёт ему пользу и в работе над ролью в фильме.

Театральный же актёр, поработавший в кино, уже вкусил прелесть первых планов, прелести игры тонкими и мягкими приёмами, свойственными кино, и если он творчески-пытливый актёр, то будет стараться перенести все эти приёмы и возможности и на свою работу в театре.

Я по личному опыту скажу, что неправы те, кто считает, что эстрадное чтение налагает отрицательный отпечаток на работу актёра в театре. Актёр, мол, начинает работать на сцене эстрадными приёмами, обращается к залу, привыкает связываться с публикой, а не с партнёрами.

Плохой актёр и плохой чтец, может быть, и будут так поступать. Невнимательные и непытливые актёры, может быть, и перенесут автоматически прием эстрады - связь с публикой - на свою работу в театре. И это будет плохо. Но разве пытливому актёру не стоит перенести на сцену театра не эти, а совсем другие приёмы и возможности художественного чтения.

Скажем, ту возможность  о т д е л  к и   исполнения,   мягкости, правды в живом общении со зрителем на концертной эстраде в такую же правду общения с партнёром в театре, в правду своего поведения на сцене. Чтец выступает на эстраде один,  к нему приковано внимание всего зала, он особенно ответствен за каждую свою секунду пребывания перед зрителем. Он не может спрятаться в своей неотработанной роли за партнёра, за другие компоненты спектакля. На эстраде особенно требуется отработанность исполняемого произведения. Такую именно отработанность должен перенести актёр и на сцену, требуя аналогичной отработки и у партнёра.

Таким образом, у пытливого актёра растёт его мастерство и требовательность к самому себе и своим товарищам партнёрам.

Для меня работа над художественным словом имела громадное значение прежде всего потому, что это была работа именно над  словом,  которое очень отставало у актёров театра Мейерхольда, как и внутренняя техника». 

Ильинский И.В., Сам о себе, М., «Всероссийское театральное общество», 1961 г., с. 284-285.