Первая научная история искусств И.И. Винкельмана - оценка Л.С. Клейна

«Чтобы определить научное значение труда Винкельмана для истории искусства, нужно понять простую и впечатляющую истину: это по существу первая научная история искусств вообще. До Винкельмана книги по истории искусств представляли собой подборы афоризмов и цитат или сводки сведений о любопытных редкостях и шедеврах или, в лучшем случае, хронологические перечни данных о художниках и их произведениях.

Его фигура высится над культурой и искусством XVIII века подобно маяку. В искусстве его влияние в те времена было огромно. Его книга стала учебником для художественной молодёжи всех стран, академии художеств перестраивались в его духе, его эстетические принципы видят в творчестве Давида, а особенно - Кановы и Торвальдсена.

Винкельмана считают частью так называемого Контр-Просвещения - реакции на увлечение рассудком и знанием, которая (хотя и по разным причинам) была по сердцу католическим верхам и протестантским учёным. Зарождающийся романтизм ищет истину и красоту в естественном спонтанном творчестве (Руссо ведь современник Винкельмана), а Винкельман указал на греческую культуру как детство человечества, на греческое искусство как лучшее, идеальное отражение природы. Католические монархи, французские, итальянские и австрийские, считали себя наследниками римских императоров, а протестантские идеологи Германии и северной Европы, из духа противоречия, выдвигали Грецию как фундамент европейской культуры (ещё Мартин Лютер предпочитал подлинный греческий текст Библии латинскому, по его мнению, искажённому). Вот и получилось, что Винкельман, выражавший эти протестантские по происхождению тенденции, пришёлся ко двору в Ватикане эпохи Просвещения. […]

В чём же секрет этого воздействия на умы?

Прежде всего, надо отметить, что современников поражала уже сама форма его произведений - смелые образы, афористичность и эмоциональность, простой и ясный звучный язык - это были первые образцы немецкой классической прозы. Уже здесь Винкельман выступил родоначальником. Но это не главное. […]

То новое увлечение Грецией, которым Европа XVIII века обязана в значительной мере Винкельману, было осмыслено им в системе эстетических принципов (здесь незачем их перечислять), которые легли в основу нового стиля в искусстве - стиля неоклассицизма. Редко бывает, чтобы у истоков нового стиля стоял не художник-практик, а мыслитель-теоретик!

Гегель сказал о Винкельмане: «Его надо считать одним из тех, которые сумели в сфере искусства изобрести новый орган для человеческого духа». Идеи, которые создали этот новый стиль, объективно были связаны с подъёмом третьего сословия на поверхность общественной жизни в ведущих странах Европы и с поисками обоснования новых общественных идеалов в традициях греческой демократической культуры - в частности в её эстетических традициях.

Но идеи Винкельмана не ограничивались узким кругом чисто художественных задач. Он заинтересовался истоками основных движений в искусстве, и эти истоки увидел не в божественном откровении или индивидуальных деяниях, а в материальных условиях жизни страны и народа. Более того, идеализация демократической Греции и отвращение к  дворянски-деспотическим режимам выразилось у него в прямых выводах о воздействии политического устройства на судьбы искусства. Чем объясняется у него консерватизм искусства древних египтян? «Их законы ограничивали мысль, принуждая её исключительно следовать за предками и запрещая им всякие новшества». Чем объясняется расцвет греческого искусства? «Из всей этой истории следует, что именно свобода родила искусства». В чём причина падения современного Винкельману искусства? «Деспотизм ограничивает поле искусства тем, что лишь одно лицо имеет право быть великим в своем народе и сделаться бессмертным, лишая всех других этой возможности...» Эти революционные по природе идеи и сделали Винкельмана основоположником немецкого гуманизма эпохи буржуазно-демократического подъёма, лидером немецкого просветительства.

В чем-то Винкельман звал назад - к подражанию грекам, к возрождению античных («классических»!) образцов, отброшенных лидерами Века Разума, и это-то, вероятно, вызывало благоволение к нему церковной элиты. Но основные стимулы его творчества были прогрессивными. Его близость к папскому престолу делала только ещё более отчетливым его явный атеизм, видный и в его отношении к мессе, церквям (не посещал, не крестился), и в обстоятельствах перемены религии, и в упоении языческой культурой. Известно, что инквизиция шпионила за Винкельманом.

В историографии очень рано Винкельман был признан гением. Ему посвятили специальные панегирики Гёте, Гёрдер, Лессинг и другие светила. Тот же гёттингенский профессор Гейне, который издал первый учебник археологии, писал о Винкельмане: «Его первые же писания на этом жизненном пути выдают гения». Иоганнес Мюллер о работах Винкельмана: «Это стиль гения». И так далее. Отмечались и другие его качества, важные для зачинателя. Дени Дидро восклицал: «Люблю фанатиков... Таков Жан-Жак Руссо... Таков Винкельман»

Фанатизм в соединении с заурядностью может принести немало вреда. Фанатизм, помноженный на гениальность, породил археологию и историю искусств. Но не стоит забывать, что для того, чтобы это стало возможным и плодотворным, понадобились века Возрождения и затем двести лет антикварианизма. Чтобы Винкельман стал зачинателем новой эпохи, он должен был оказаться завершением предшествующей».

Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 178-180.