«Коан, как метод изучения Дзэн, стал известен в Китае с XII века, начиная с учителей Сун, например, у Госо Хоэна (ум. в 1104 г.), Энго Кокугона (1063-1135) и Дайэ Соко (1089-1163).
Систематизировали этот метод в Японии вскоре после знакомства с Дзэн в XIII веке.
Поначалу возникла следующая классификация коанов: праджня – интуитивный; рити (rlchl) – действенный; кик-ван (klkwan); и предельный, кодзе (kōjō).
Позднее, в XVII веке, Хакуин и его последователи увеличили это количество до 5-6, сохранив, однако, сущность трёх основных, старейших направлений. С тех пор именно по этой стереотипизированной схеме изучают Дзэн ученики школы Ринзай, что в известной мере суживает и обедняет обучение.
Классические образцы коанов принадлежат Букко Кокуси (1226-1286) в Китае и Хакуину (1685-1768) в Японии.
Подход к Дзэн вне системы коанов хорошо про иллюстрируют рукописи Ринзая (ум. в 867 г.) в Китае и Банкея (1622-1693) в Японии. учёные, заинтересованные в дальнейшем психологическом изучении Дзэн, могут обратиться к ряду моих работ, посвященных этому предмету.
Высказывания Ринзая (Ринзай Року), собранные его учениками, включают 13380 фрагментов и считаются одними из лучших высказываний Дзэн, известных как Гороку (Goroku). Издание Сунского текста в 1120 г. считается вторым образцом этого жанра, хотя известно, что он основан на более раннем, ныне утраченном тексте».
Дайсэцу Судзуки, Лекции по Дзен-буддизму, М., «Ассоциация молодых учёных», 1990 г., с. 80-81.
Современные коаны по Дайсэцу Судзуки