История возникновения Дзен

Дзен – одно из направлений буддизма, возникший в Китае в 6-7 веках. Согласно преданию, в Китай  его принёс индийский буддийский монах Бодхидхарма, который  стал жить в монастыре Шаолинь.

«Цель дзэна - просветление, которое называют «сатори». Его можно определить как интуитивное проникновение в природу вещей в противоположность аналитическому, или логическому, пониманию этой природы. Практически это означает открытие нового мира, ранее неизвестного смущённому уму, привыкшему к двойственности. Иными словами, сатори являет нам весь окружающий мир в совершенно неожиданном ракурсе. Когда одного из учителей дзэна спросили, в чем суть просветления, он ответил: «У ведра отламывается дно».       

Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и  тексты, М., «Аграф», 2009 г., с. 109.    

 

«Когда китайцы впервые познакомились с индийской философией в форме буддизма (произошло это примерно в первом веке н. э.), это событие повлекло за собой сразу два последствия. С одной стороны, китайские мыслители, побуждаемые переводами на китайский язык буддийских сутр, стали интерпретировать учение индийца Будды в свете своих философских концепций. Это привело к исключительно плодотворному идейному обмену, получившему наилучшее воплощение в учении китайской школы буддизма хуаянь (санскрит: Аватамсака) и японской школы кэгон.

С другой стороны, прагматическая сторона китайского образа мышления выделила в учении индийского буддизма его практические аспекты и создала на их основе особую духовную дисциплину, именуемую чань, что обычно переводится как «медитация». Примерно в 1200 г. н. э. философия чань стала известна в Японии и развивалась там под названием дзэн в живой традиции вплоть до наших дней.

Дзэн представляет собой уникальное смешение философских систем, принадлежащих трём различным культурам. Это типично японский образ жизни, который, тем не менее, включает в себя индийский мистицизм, лаосскую любовь к естественности и спонтанности, а также всеохватывающий прагматизм конфуцианства.

Несмотря на весьма специфичный характер, дзэн в своей основе есть чистый буддизм, так как его последователи ставят перед собой те же цели, к которым стремился сам Будда, - достижение просветления; в дзэн это состояние называется сатори. Переживание просветления - основной момент во всех школах восточной философии, но только в дзэн имеет значение одно лишь просветление и ни малейшего внимания не уделяется какому-либо его истолкованию и объяснению.

По словам Судзуки, «Дзэн - это дисциплина просветления». С точки зрения дзэн, все содержание буддизма сводится к пробуждению Будды и его учению о том, что каждый может достичь пробуждения. Остальная часть доктрины, содержащаяся в пространных сутрах, рассматривается как дополнительная. Итак, опыт дзэн - это опыт сатори, и поскольку этот опыт, в конечном итоге, выходит за пределы каких бы то ни было категорий мышления, дзэн не интересуется никакими абстракциями или концептуальными построениями. Он не располагает специальным учением или философией, формальными символами веры или догмами и утверждает, что именно свобода от всех устоявшихся убеждений делает его духовное содержание подлинным».    

Фритьоф Капра, Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма, М., «София», 2008 г., с. 139-140.