Инструкция по работе с Контекстной панелью

Этапы развития творческого воображения по Теодюлю Рибо

В своей книге Теодюль Рибо описал три последовательные стадии развития воображения:

«Первый период. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трёх лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чём оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. […]

Второй период. Это критическая фаза неопределённой продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими  словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле».

У большинства взрослых «Творческое воображение приходит в упадок. […] Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение. Большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой, и проч. Это, однако лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого; оно делается только случайностью».

Теодюль Рибо, Творческое воображение, СПб, 1901 г., с. 132-140.


Во времена Теодюля Рибо считалось, что воображение начинает ухудшаться примерно к 14 годам, но есть данные, что к началу XXI века, благодаря акселерации, единым программам обучения, массированному воздействию СМИ, детское воображение является заштампованным уже ко времени поступления ребёнка в начальную школу... В своих семинарах для педагогов я называю этот эффект «оносороживанием детей».