Формирование двух и более моделей поведения по И.Л. Викентьеву

Как установил Жан Пиаже, для детей характерен эгоцентризм мышления (впрочем, это свойство неразвитого мышления вообще).

Исходя из своего педагогического опыта (я начал вести занятия со школьниками по ТРИЗ в 1985 г.), могу сказать, что один из самых полезных механизмов, который стоит осваивать с детьми – это формирование умения произвольно переключаться между обыденным мышлением и творческим, между повседневной культурой и культурой творчества и т.п.

 

Иногда это происходит случайно, например, так:

ПРИМЕР.  «Немало поможет в жизни Н.И. Пирогову такой, казалось бы, недостаток, как плохое обоняние. Он позволит ему работать в мертвецкой, не испытывая дурноты. Ещё одна его физическая особенность - небольшое косоглазие сыграет важную роль в его жизни. О нём он пишет так в «Дневнике»: «Я с давних пор не могу ни на что смотреть и ни в чём убеждаться с одной стороны; непроизвольно, при каждом новом для меня предмете я тотчас же заглядываю на него со стороны противоположной той, с которой смотрю. Недаром я косил одним глазом (левым) с рождения. Эта разносторонность во взгляде на предмет, приносящая свою долю пользы, вредна действию, лишая его меткости, быстроты и сосредоточенности. Я это испытал, к сожалению, не раз в жизни; зато она предохраняла меня от вредных увлечений, выставляя мне тотчас же на вид худую сторону того, что меня манило к увлечению. Несомненную пользу доставила мне разносторонность взгляда в хронических случаях, когда было довольно времени для начала действия взвесить и оценить обсуждаемый предмет с противоположных точек зрения». Этот особый проницательный, косящий взгляд позже изобразит Репин в портрете и бюсте мыслителя».

Захаров И.С., Николай Иванович Пирогов: реформы и бессмертие, СПб, 2007 г., с.7-8.

 

В других случаях, это происходит при частых переездах семьи с места на место:

ПРИМЕР. «В результате перемены места жительства в детстве формируется независимость. Ирония в том, что многие факторы, определяющие будущее креативное поведение, происходят из раннего опыта духовного соприкосновения с окружающим миром. Изменение места жительства в раннем возрасте является одним из этих факторов. Он обнаружен практически у всех героев данного исследования. Обычно целостность семьи не нарушалась, но сама семья претерпевала многочисленные ассимиляции в иностранное окружение. Этот фактор был выявлен в ходе широкомасштабного исследования в Беркли (Институт для оценки личности - Мак Кинон, 1965 г.), на основе анализа биографий личностей, добившихся успеха. Семья Эдисона переехала из Огайо в Мичиган, когда Эдисону было четыре года, а затем вернулась обратно в Огайо. Подростком он жил в Цинциннати, Детройте, Луисвилле, Нью-Орлеане, Мемфисе и Бостоне. Пикассо переселился из Малаги (Испания) в Карунну в возрасте около восьми лет, а затем в Барселону, в пятнадцать лет. Эйнштейн в годовалом возрасте был перевезён из Ульма в Мюнхен, а затем, будучи подростком, в Милан (Италия). С пятнадцати лет жил в Цюрихе (Швейцария). Во время одного из переездов его поместили в пансион. Подобный факт имел место и в детстве Теда Тёрнера, Фреда Смита, Артура Джонса, Марселя Бич и Тома Монагена».

Джин Ландрам, Тринадцать мужчин, которые изменили мир, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г., с. 9-10. 

 

Викентьев И.Л., О подготовке исследователей.

(С) Викентьев И.Л., 1985