Творческое развитие детей
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
X
Творческое развитие детей
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
X
Как установил Жан Пиаже, для детей характерен эгоцентризм мышления (впрочем, это свойство неразвитого мышления вообще).
Исходя из своего педагогического опыта (я начал вести занятия со школьниками по ТРИЗ в 1985 г.), могу сказать, что один из самых полезных механизмов, который стоит осваивать с детьми – это формирование умения произвольно переключаться между обыденным мышлением и творческим, между повседневной культурой и культурой творчества и т.п.
Иногда это происходит случайно, например, так:
ПРИМЕР. Немало поможет в жизни Н.И. Пирогову такой, казалось бы, недостаток, как плохое обоняние. Он позволит ему работать в мертвецкой, не испытывая дурноты. Ещё одна его физическая особенность - небольшое косоглазие сыграет важную роль в его жизни. О нём он пишет так в Дневнике: Я с давних пор не могу ни на что смотреть и ни в чём убеждаться с одной стороны; непроизвольно, при каждом новом для меня предмете я тотчас же заглядываю на него со стороны противоположной той, с которой смотрю. Недаром я косил одним глазом (левым) с рождения. Эта разносторонность во взгляде на предмет, приносящая свою долю пользы, вредна действию, лишая его меткости, быстроты и сосредоточенности. Я это испытал, к сожалению, не раз в жизни; зато она предохраняла меня от вредных увлечений, выставляя мне тотчас же на вид худую сторону того, что меня манило к увлечению. Несомненную пользу доставила мне разносторонность взгляда в хронических случаях, когда было довольно времени для начала действия взвесить и оценить обсуждаемый предмет с противоположных точек зрения. Этот особый проницательный, косящий взгляд позже изобразит Репин в портрете и бюсте мыслителя.
Захаров И.С., Николай Иванович Пирогов: реформы и бессмертие, СПб, 2007 г., с.7-8.
В других случаях, это происходит при частых переездах семьи с места на место:
ПРИМЕР. В результате перемены места жительства в детстве формируется независимость. Ирония в том, что многие факторы, определяющие будущее креативное поведение, происходят из раннего опыта духовного соприкосновения с окружающим миром. Изменение места жительства в раннем возрасте является одним из этих факторов. Он обнаружен практически у всех героев данного исследования. Обычно целостность семьи не нарушалась, но сама семья претерпевала многочисленные ассимиляции в иностранное окружение. Этот фактор был выявлен в ходе широкомасштабного исследования в Беркли (Институт для оценки личности - Мак Кинон, 1965 г.), на основе анализа биографий личностей, добившихся успеха. Семья Эдисона переехала из Огайо в Мичиган, когда Эдисону было четыре года, а затем вернулась обратно в Огайо. Подростком он жил в Цинциннати, Детройте, Луисвилле, Нью-Орлеане, Мемфисе и Бостоне. Пикассо переселился из Малаги (Испания) в Карунну в возрасте около восьми лет, а затем в Барселону, в пятнадцать лет. Эйнштейн в годовалом возрасте был перевезён из Ульма в Мюнхен, а затем, будучи подростком, в Милан (Италия). С пятнадцати лет жил в Цюрихе (Швейцария). Во время одного из переездов его поместили в пансион. Подобный факт имел место и в детстве Теда Тёрнера, Фреда Смита, Артура Джонса, Марселя Бич и Тома Монагена.
Джин Ландрам, Тринадцать мужчин, которые изменили мир, Ростов-на-Дону, Феникс, 1997 г., с. 9-10.
Викентьев И.Л., О подготовке исследователей.
Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube