Встреча с Чудом, как знакомство с красивым, неожиданным решением

Этот механизм Встречи с Чудом заключается в том, что ребёнок или подросток сталкивается  с  красивым, «чудесным» решением, казалось бы неразрешимой задачи…

ПРИМЕР. «Впервые я увидел изобретателя давным-давно, ещё до войны. Мы жили в Баку, я учился тогда в четвертом классе. Однажды, вернувшись из школы, я заметил во дворе монтёров, уныло куривших у развороченной трансформаторной будки. Деревянные стенки будки были сломаны, монтёры сидели на досках и смотрели на огромный чёрный трансформатор, стоявший на каменном постаменте. Высота постамента была порядочная, больше метра, и теперь, когда сняли будку, трансформатор походил на солидный, внушительный памятник. Монтёры ждали кран, чтобы снять старый трансформатор и поставить новый. В тот вечер я готовил уроки при керосиновой лампе. Света не было и во второй вечер, и в третий. Жильцы суетились вокруг рабочих, игравших в домино. Кран в те времена считался машиной редкой, серьёзной, дождаться его было непросто. Монтёры вяло отругивались, они и сами не знали, когда все закончится. Сначала, правда, я не сообразил, что это изобретатель. Просто распространился слух, что сосед из одиннадцатой квартиры, счетовод, будет завтра снимать с постамента трансформатор. Почти у всех жильцов были клички, некоторых уважительно звали по имени - «дядя Костя», «дядя Володя», а счетовод так и был Счетоводом. Много лет спустя, увидев на экране артиста Вицина, я вздрогнул: вылитый Счетовод... На следующий день я сбежал с последнего урока: очень хотелось посмотреть, как Счетовод будет опускать громадный трансформатор. Я успел как раз вовремя. У ворот стояла подвода со льдом, и монтёры перетаскивали куски льда во двор, к трансформатору. Тут надо кое-что пояснить. В те годы электрических холодильников не было. Каждый день - с весны до осени - от дома к дому проезжала телега со льдом, голубоватыми плитами килограммов на двадцать. Хозяйки покупали лёд - плиту, полплиты, четверть плиты, крошили его и набивали деревянные шкафчики-холодильники. Или просто клали лёд в ведра и тазы. И вот теперь монтёры зачем-то таскали лёдяные плиты, а Счетовод укладывал их, и рядом с постаментом быстро вырастал лёдяной куб. Когда оба куба - ледяной и каменный - стали одной высоты, Счетовод положил на лёд доски, монтёры ломами передвинули трансформатор - медленно, сантиметр за сантиметром - с каменного постамента на лёдяной. Лёд поскрипывал, но плиты были уложены аккуратно, куб не рассыпался, выдержал. Счетовод собственноручно прикрыл лёд брезентом. А мы стояли и смотрели, как из-под брезента течёт вода. Сначала это была тоненькая струйка, потом настоящий ручей: сентябрьское солнце в Баку работает по-летнему... Все во дворе, даже скандальный старикан по прозвищу Клад (он уверял, что знает, где зарыты богатейшие клады, но вот беда - нет денег на дорогу), все говорили, что лёд - это здорово придумано. А дядя Миша (теперь Счетовода называли по имени) сидел на раскладном стульчике, читал газету и время от времени, откинув брезент, внимательно оглядывал лёд... Утром я выбежал во двор. Трансформатор опустился на полметра, не меньше. Было воскресенье, но монтёры работали - устанавливали новый щит. Из-под брезента бежала прозрачная струйка воды. Я был потрясен. Ведь все знали, что лёд тает, и я это тоже знал, но никто, ни один человек не догадался, что трансформатор можно передвинуть на лёд, а дальше все произойдет само собой, и лёд плавно опустит груз на землю. Почему дядя Миша догадался, что так можно сделать, а мы не догадались?! И еще: лёд, обыкновенный лёд, который годился только для того, чтобы охлаждать, оказывается, мог осторожно опускать тяжести. Наверное, лёд может и многое другое. И не только лёд. У меня вдруг появилась мысль, что каждое вещество умеет делать все, что угодно. Вот тут мне и пришло в голову это слово: изобретение. Я сообразил, что дядя Миша сделал изобретение и, следовательно, он изобретатель. Может быть, о нём напишут в газетах. Особенно если он придумает, как поднять новый трансформатор. У меня на этот счёт не было ни одной подходящей мысли. К сожалению, в понедельник приехал автокран. На постамент подняли новый трансформатор, а старый увезли. Монтёры подключили свет, плотники сколотили новую будку, маляр покрасил её - и на том все кончилось. Но я навсегда запомнил, что в любом, даже самом безвыходном положении можно что-то придумать, изобрести, и это «что-то» будет очень простым, неожиданным и красивым».

Генрих Альтов, И тут появился изобретатель, М., «Детская литература», 1989 г., с. 6-7.

Более редко встречающийся вариант, когда ребёнок делает красивое решение самостоятельно

 


Формирование двух и более моделей поведения