«До Петра русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира.
Каждая семья жила своими семейными интересами, стараясь, чтобы посторонний глаз не проникал в семейную жизнь.
Семья была своего рода монастырём или крепостью, обнесенной стеною, и за эту стену не принадлежащий к семье допускался с осторожностью. То был чужак, которого следовало опасаться.
Связи семьёй с обществом не было, семьи не знали ещё никаких общественных идеалов, и все старые домострой, предлагая известный порядок жизни, имели в виду личные интересы владыки - дома или, самое большее, всей семьи. Дальше семьи дело не шло, до общественных интересов авторы домостроев не возвышались.
Домострой внушает верную службу царю, но о связи семьи с обществом, родной землей нигде не говорят.
С Петра государство внедряется в семейную жизнь и начинает на неё давить, изменять её строй сообразно государственным интересам.
Появляется законодательство о семье и о семейных отношениях: в 1702 году установлен обряд обручения, долженствовавший предшествовать венчанию на шесть недель, чтобы готовящиеся вступить в брак имели возможность ближе узнать друг друга и в случае возникших нерасположения и несогласий вовремя разойтись; сделано было распоряжение о запрещении вступать в брак не прошедшим курса цифирных школ; дети насильно отбирались у родителей в школы и на службу, так что родители потеряли прежнюю власть над детьми; издано было несколько частных распоряжений о браках раскольников, разрушавших законную семью у значительной части населения; издано было целое законоположение о домашних наставниках и наставницах.
Таким образом, государство старалось привлечь к своей службе и семью.
Заставляя семьи учить детей дома и на смотрах детей, экзаменуя их в успешности домашних занятий, у нерадивых родителей отбирая детей и помещая для обучения в казенные школы, государство все ещё оставалось недовольно семьями, они служили ему, по его мнению,
недостаточно усердно.
Государство признавало семью слишком неудовлетворительным органом воспитания, не достигающим серьёзных педагогических целей.
Общество и семья были заражены суевериями, ленью, невежеством, безнравственностью; такое общество, такие семьи неизбежно портили детей, заражали их своими пороками.
Воспитать из такого заражённого дитяти идеального гражданина или просто хорошего было невозможно, дурные нравы людей, окружавших дитя в первые годы его жизни, передавались ему и оставались при нём на всю жизнь.
«Добрые или худые нравы каждаго человека во всю его жизнь зависят от перваго его добраго или худого воспитания», - утверждал Бецкой, а до него - прежние педагоги.
Отсюда сама собою напрашивалась мысль об отделении малолетних от взрослых, о воспитании детей особо вне влияния семьи и общества, и о создании таким образом нового поколения людей, мужественных, честных, добродетельных, - словом таких, недостаток которых был ощутим. С этой идеей выступил Бецкой и к ней склонил Екатерину».
Каптерев П.Ф., История русской педагогики, СПб, «Алетейя», 2004 г., с. 183-184.