Внутренний «рынок идей» для стимуляции инноваций в компании

«Шестидесятилетний Джим Лавуа - генеральный директор Rite-Solutions, компании-разработчика программного обеспечения (ПО), штаб квартира которой находится в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Эта компания разрабатывает современные программные продукты, к которым предъявляются самые жесткие требования, - ПО для систем управления и контроля подводных лодок и оптических систем поисково-спасательных вертолётов Береговой охраны США. Президентом компании является деловой партнёр и давний друг Лавуа - Джо Марино, которому пятьдесят восемь лет.

Лавуа и Марино создали компанию, основной принцип которой - сформировать культуру, где труд доставляет радость, а инновации поощряются. […]

«У большинства компаний есть своего рода сито, - говорит Лавуа. - Дайте сюда все ваши идеи, и мы не оставим от них камня на камне. В моей прежней компании если у вас возникала блестящая идея, вам говорили: «Отлично, мы дадим вам возможность пообщаться с «расстрельной командой» (Murder board - группа, которая задаёт каверзные вопросы для проверки качества идей и планов – Прим. И.Л. Викентьева), - считая, что такая мера гарантирует, что компании не придется рисковать. Их работа - уничтожать идеи на корню».

Марино объясняет, что происходит в таком случае. «Кто-то из специалистов предлагает хорошую идею. Разумеется, ему задают вопросы, на которые он не может ответить. Например: «Как вы оцениваете размеры рынка? Какова ваша стратегия маркетинга? Что представляет собой ваш бизнес-план? Какова будет стоимость конечного продукта?» Такие вопросы сбивают с толку. Большинство людей не готово на них ответить. Тот, кто способен выдержать общение с такой командой, редко предлагает хорошие идеи. Скорее он отличается умением представить информацию в выгодном свете».

Чтобы стимулировать инновации и даже разрушение стереотипов в Rite-Solutions используют так называемый рынок идей. Каждому новому сотруднику в первый день работы в Rite-Solutions вручают виртуальную сумму в 10 000 долларов, которой он вправе распорядиться по собственному усмотрению.

Эти деньги можно инвестировать в идеи на внутреннем фондовом рынке. Он похож на реальный фондовый рынок, но у него есть важные отличия, которые позволяют идеям развиваться. Зарегистрировавшись на этом рынке, вы можете ознакомиться с «expectus» - кратким изложением идеи, предложенной кем-то из сотрудников компании. Это может быть несложная идея, например, набор команд, который позволяет дополнить компьютерную визуализацию новой функцией. На этом этапе игры идея остаётся идеей. Если она понравится другому сотруднику, он может инвестировать в нее часть своих виртуальных денег.

Капиталовложения растут, когда идея выходит на следующие уровни рынка. Чтобы она получила поддержку, другие люди должны высказать свои критические замечания и мысли о том, как можно усовершенствовать данную идею. Это называется «процентами». Лавуа и Марино подсчитывают сумму процентов исходя из количества замечаний по поводу конкретной идеи. Рынок устроен таким образом, что проценты стоят в два раза дороже первичных «капиталовложений». Но чтобы получить прибыль, сотрудник должен поработать над идеей в режиме реального времени. Этот этап называется инвестиционной фазой и является самым важным, поскольку именно в этот период начинается воплощение идеи в жизнь. Она не должна быть сложной. Достаточно, чтобы кто-то сказал: «Вот что следует сделать, и я готов потратить на это два часа своего личного времени».

Но почему люди должны тратить время, работая над идеями, которые не имеют непосредственного отношения к их прямым обязанностям? Марино убеждён, что в первую очередь это вопрос доверия. «В первый же рабочий день мы позволяем новичку увидеть всё, над чем трудятся наши сотрудники. Это делают очень многие компании». Другая причина состоит в том, что рынок идей позволяет людям определять круг своих обязанностей. «Автор идеи выигрывает не только в материальном отношении. Если его идея удачна, именно он будет заниматься разработкой ответствующей технологии», - говорит Лавуа.

Это весьма приятный бонус, особенно если речь идёт о перспективных технологиях, над которыми мечтает работать каждый».

Грегори Бернс, Разрушители стереотипов: когда и как можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем, М., «Альпина Бизнес Букс», 2009 г., с. 84-86.