Обслуживающая критика в Союзе композиторов по оценке Г.В. Свиридова

«Задача критики - обслуживание руководства Союза. Руководители Союзов держат при себе целый штат критиков и музыковедов, задача которых - всемерное восхваление руководителей Союза, их творчества, их безупречной общественной деятельности. Для этого издаются два журнала: «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь» (который в композиторской среде называют мрачно-юмо-ристически «Музыкальная смерть»). Журналы находятся под абсолютным контролем (Хренникова и Щедрина). Редакторы (ядро) «Советской музыки»: Корев, Генина, Юзефович, делают журнал сами, редколлегия существует лишь номинально, перечень фамилий (которые раз в 5-7 лет меняются) и всё.

Фактически «Жизнь» издается редакционным ядром - Корев, Генина, Юзефович. О их ком-петенции.

Раньше в редакции состояли ещё Хаймовский, Дора Ромаданова, Фришман и Соломон Волков. Все они благополучно перебрались в США, последний из них с «Мемуарами» Шостаковича, созданными в недрах редакции.

Такое же однообразное ядро - в журнале «Музыкальная жизнь». Редактор И. Попов, знаменитый своей поистине потрясающей беспринципностью, снискал себе славу критика-проститута. Фактическими хозяевами-издателями журнала являются: Григорьев (Гинзбург), Платек (Платок), Скундина и т.д. в том же роде. Платформа журнала проста: реклама, восхваление руководителей Союза и пренебрежение, замалчивание всех остальных композиторов.

Полное пренебрежение к музыке национальных республик. Оба шеф-редактора управляются совершенно просто и конкретно: Попов - секретарь обоих Союзов, Корев - Союза РСФСР. Все музыковедческое дело находится в ведении того же Попова и Косачёвой - людей недостаточно компетентных и совершенно необъективных. Это - просто прислуга.

Биографы Хренникова - Платек и Гинзбург, биограф Щедрина - Тараканов, он же глава кафедры Советской музыки в Московской консерватории, он же представитель СК во Всесоюзной аттестационной комиссии (от него зависит присвоение музыкантам учёных званий), он же делает до-клады и пишет от имени Союза.

Люди, подобные Косачёвой, Попову, Кореву, Тараканову, Утешеву, чья творческая деятельность ничем не обозначена (за исключением Тараканова, написавшего компилятивную книгу об Альбане Берге, одном из представителей венской школы, биографию Щедрина), представляют советскую музыковедческую мысль во всём мире (их посылает Союз). Их информация пристрастна и необъективна. Союз представляют, главным образом, Хренников, Щедрин.

Выросло уродливое явление нашей жизни - целый сонм композиторов, специально работающих на экспорт, по заказу иностранных антрепренёров, издательств, столичных и провинциальных музыкальных театров и симфонических оркестров, которых за рубежом огромное количество. Такая работа считается особенно почётной, «престижной» и большое количество молодёжи занимается этим делом.

Работа секретариата наполовину состоит из выдачи разрешений на выезд в различные страны, города и городки нашим композиторам для чтения лекций, участия в симпозиумах и конференциях, фестивалях, где исполняется их музыка. Иногда эти фестивали имеют сомнительный характер, имена многих композиторов и их сочинения в большинстве случаев секретари не знают, но усердно сотрудничают в вопросе выдачи виз с иными компетентными органами Советского государства. Всё это не совсем как-то вяжется со смыслом работы Союза композиторов. Да и Союз ли мы? Что нас связывает, кроме паспорта, да и тот иной раз люди меняют на паспорта других держав».


Свиридов Г.В., Музыка как судьба, М., «Молодая гвардия», 2002 г., с. 447-443.