Биография в процессе прославления (беатификации) католических мучеников

«Целью процесса беатификации является провозглашение Церковью какого-либо христианина мучеником за веру и объявление его примером подлинности веры. В течение двадцати веков процедура процесса многократно менялась. Здесь я буду говорить о практике современной, то есть согласной с законодательством папы Иоанна Павла II (введено в 1983). Эта процедура состоит из нескольких этапов.

Подготовка епархиальной стадии процесса беатификации

Для начала процесса прославления мученика необходимо, чтобы среди верующих сохранялась убеждённость в его мученической смерти за веру (fama martyrii), произошедшей в условиях ненависти к вере и христианским ценностям. Начать процесс должен епископ той епархии, на территории которой данный человек умер. Однако епископ может не знать кандидата. Тогда община, которая берет на себя ответственность за проведение процесса, должна убедить епископа, что такое предприятие полезно для Церкви и имеет смысл, что возможно доказать и то, что смерть этого человека была мученической, и его святость.

Для этой цели церковное законодательство предлагает две формы: или хронологическую таблицу, или критическую биографию кандидата. Не сказано, какая форма предпочтительнее. Хороша та форма, которая может убедить епископа. […]

О биографии говорится, что она должна быть научной, то есть опираться на критический анализ источников. Это не поучительная история, не фантазия, не авторская интерпретация. Биография должна быть написана без экзальтации, без похвальных слов в адрес героя. Приведённые факты и спокойный, уравновешенный тон убеждают сами по себе. Доказывать истину автор должен не пафосом, а своей научной честностью, о которой можно судить по количеству исследованных источников и по критическому подходу к ним. Если автор избегает разговора о трудных моментах, если рисует только образ героя, который никогда не ошибался, всегда был идеальным, то возникают подозрения, что написанная биография - это не жизнеописание конкретного мученика, а проекция представлений автора о святости.

Епархиальный процесс

После одобрения Ватиканом проведения данного процесса (выносится nihil obstat - решение об отсутствии возражений) начинается епархиальная стадия. Кандидат получает титул Слуги Божьего. На этой стадии самыми главными моментами являются: слушание свидетелей, сбор документов и их оценка. Может оказаться, что уже существуют составленные ранее биографии данного Слуги Божьего. Необходимо в контексте разысканных и собранных исторических документов, а также печатных работ и рукописей Слуги Божьего исследовать достоверность фактов и составить биографию заново. Если до начала процесса беатификации биография была составлена в форме большого научного труда, то теперь её надо сократить. Замечу, что в процессе беатификации исповедника доказывается героичность, то есть высочайшая степень  добродетелей какого-либо христианина, а в процессе беатификации мученика доказывается мученическая смерть за веру. Это значит, что сам Слуга Божий не искал смерти, не совершал бессмысленных поступков, которые ведут к ней (не бросался с десятого этажа, не подрывался взрывчаткой и не прыгал в огонь). Самоубийство не может быть мученичеством, но отдание своей жизни ради спасения другого человека или тот факт, что священник добровольно остался среди приговорённых к верной смерти ради духовной помощи им, - может.

Мученик - это тот, кто знал, что исповедание веры ведет к страданиям и смерти, но от веры не отказывался, возможность страдания. Учитывал и добровольно принял смерть, осознавая, что подражает Христу. В биографии мученика должен прослеживаться его путь  к смерти, но нет необходимости описывать все подробности его жизни.

Подробно должен быть описан период мученичества, то есть арест, поведение в заключении, готовность к жертве и самая смерть. Неразрывно с такой биографией связан период после смерти, то есть информация о том, каким образом среди верующих сохранялось мнение о подлинной мученической смерти Слуги Божьего за веру. Все эти моменты должны быть документированы, а к биографии надо присоединить подборку документов, которые доказывают то, о чем в ней говорится.

Биографию и подборку документов составляет историческая комиссия. Она же даёт заключение о достаточности и достоверности документов, а также о личности Слуги Божьего. По поводу соответствия печатных трудов Слуги Божьего учению Церкви высказываются цензоры-богословы. Свидетели дают показания о святости жизни Слуги Божьего, о его мученичестве и существовании среди верных мнения о его мученичестве. Когда эти и все другие необходимые действия проведены, документация переводится на один из языков, принятых в Конгрегации по делам святых, и отсылается в Рим.

Биография на римской стадии процесса

После проверки соответствия представленных документов законодательным нормам Конгрегация по делам святых признает епархиальный процесс состоявшимся (сделанным правильно), но не высказывается на тему о том, может ли данный Слуга Божий быть объявлен блаженным. Дело направляется к работнику Конгрегации, который называется «релятором». Его задача - составление так называемого «Позицио» на основе всего материала, поступившего из епархии. Это книга большого формата, насчитывающая около 1000 страниц. Если процесс групповой, томов будет несколько. «Позицио» состоит из вступления, части, которую называют «Информацио», и части, которую называют «Суммариум». Самым большим является «Суммариум», потому что он состоит из протоколов опросов свидетелей и подборки документов вместе с их характеристикой. Биография Слуги Божьего находится в «Информацио». Здесь она может в какой-то степени измениться по сравнению с той, которая была составлена на епархиальном этапе, так как в ней уже учитываются показания свидетелей. Конечно, каждая биография должна быть написана в контексте исторических событий, однако в случае группового процесса, такого, как российский, не надо в каждой биографии повторять описание всех событий исторического периода, а следует только обратить внимание на особенности, связанные с местом и временем жизни и смерти каждого Слуги Божьего. Общая характеристика эпохи и гонений будет сделана отдельно, как вступление для всего процесса. […]

Судьей последней инстанции является Папа Римский. Он физически не может прочитать документы всех проводимых процессов. Поэтому дело ему докладывает кардинал - префект Конгрегации по канонизации святых. Однако Папа может запросить более подробные документы. На этом заканчивается этап, за который отвечает данная конгрегация. Потом дело идёт в Конгрегацию богослужения и дисциплины таинств, где решаются дела провозглашения или отложения провозглашения данного блаженного, составления молитв в его честь и т.д. Для торжества провозглашения конкретного блаженного также нужна его биография, которая будет зачитана и пойдёт в СМИ».

Бронислав Чаплицкий, Биография в процессе прославления (беафикации) католических мучеников, в Сб.: Право на имя: Биографика XX века. Чтения памяти Вениамина Иофе, СПб, «Мемориал»; Европейский университет в Санкт-Петербурге; «Норма», 2013 г., с. 61-64.