«… термин «симультанный» («simultane») применительно к околохудожественному пространству впервые возник в теоретической работе французского химика Мишеля Эжена Шеврёля «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839), в которой автором были суммированы передовые на тот момент технологии окрашивания тканей.
Трактат этот - исключительно практическое пособие, предназначавшееся для мастеров королевской фабрики ковров, однако в нём Шеврёль, отталкиваясь от ранее написанных трудов Рунге и Шопенгауэра, а также вспоминая мысли Гёте, посвящённые цвету как эстетической и философской категории, сформулировал в окончательном виде идею т. н. «хроматического круга», оказавшую непосредственное влияние на возникновение симультанных художественных теорий в начале XX века.
Известно, что в основе «хроматического круга» лежат три цвета - красный, жёлтый и синий, а остальные цвета, распознаваясь между ними, являются их производными.
Противоположные по кругу цвета называются дополнительными и симультанно контрастируют со всеми «основными» и их производными. Таким образом, Шеврёль приходит к выводу, что в природе существуют объекты, видимые человеческим глазом не потому, что окрашены в какой-то самостоятельный цвет, а из-за окрашенности как собственным, так и контрастирующим, дополнительным цветом (например, цветом соседнего объекта).
Использование «хроматического круга» при составлении цветовых гамм в косметике, дизайне, производстве красок и т. д. позволяет «по умолчанию» находить нужные сочетания и изобретать новые.
Изобретение Шеврёля - это также общеизвестный факт - оказало непосредственное влияние на поколение художников, которых принято называть «постимпрессионистами», в частности Ж. Сёра и П. Синьяка. Так, в 1885 г. Сёра обращался к «хроматическому кругу», рисуя виды Гранкана - небольшого рыбацкого поселка в Нижней Нормандии.
Одним из основоположников «симультанной» живописи в XX столетии стал Робер Делоне, парижский художник, «орфик», по определению Г. Аполлинера, изложивший свою художественную концепцию в заметках, впоследствии названных издателями «От кубизма до абстрактного искусства» (19 57).
По большому счёту, в записях Делоне не следует искать развёрнутое теоретическое обоснование попыток создать новый живописный язык. Как и большинство современников, Делоне был, скорее, не сугубым теоретиком, а практиком: воплощал собственные художественные открытия в произведениях, предоставляя окружению и реципиентам самим догадываться, какой именно теоретической оснасткой руководствовался мастер, работая над той или иной картиной.
Познакомившись с идеями Шеврёля, а также с философскими категориями «длительности» и «одновременности», подробно исследуемыми Бергсоном в «Опыте о непосредственных данных сознания», Делоне объявил квинтэссенцией и основой современной живописи «симультанные контрасты». В 1910-1912 годах он создаёт несколько циклов ярких, выразительных, базирующихся на контрастах цветовых пятен картин, декларируя следующее: «В живописи „симультанное" адекватно понятиям „представление" или „ремесло". Реальные средства должны усиливать репрезентативную функцию. Реальные средства - это цвета и контрасты, движения. Движения цветов существуют лишь благодаря функционированию симультанных поверхностей с углублениями в материи, которая есть исток всех выразительных средств, используемых творцом симультанных контрастов».
Петров М.А., Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы, М., «Индрик», 2010 г., с. 57-59.