«В отличие от Бэкона, пытавшегося построить индуктивную логику как логику открытия научных законов, Г. Лейбниц, сознавая недемонстративный характер индукции, считает основной задачей индуктивной логики выработку логических критериев, которые позволяли бы оценивать степень подтверждённости гипотезы фактами. Решение этой задачи Г. Лейбниц видит на пути создания вероятностной логики.
И Декарт, и Бэкон, следуя платоновско-аристотелевской традиции, принижали вероятное знание и считали предметом науки лишь необходимо истинное и достоверное знание. Так, Декарт утверждал, что «нужно заниматься только такими предметами, о которых наш ум кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний... Мы отвергаем... все познания, являющиеся только вероятными».
Лейбниц же наряду с достоверным знанием утверждает правомерность в науке и вероятного знания:
«Мнение, основанное на вероятии, может быть также заслуживает названия знания; в противном случае должно отпасть почти всё историческое знание и многое другое. Но, не вдаваясь в спор о словах, я думаю, что исследование степеней вероятностей было бы очень важным и отсутствие его представляет большой пробел в наших работах по логике».
Готфрид Лейбниц, Новые опыты о человеческом разуме, М.-Л., «Соцэкгиз», 1936 г., с. 327.
Доказывая правомерность и необходимость обращения к вероятности в науке, Лейбниц проводит чёткое различие между истинами разума и истинами факта.
Тогда как, считает Лейбниц, принципом всех истин разума является логический закон противоречия и дедукция, принципом всех истин факта является закон достаточного основания и индукция.
Рассматривая возможность использования вероятности в науке, Лейбниц писал:
«Если нельзя решить с абсолютной точностью какой-нибудь вопрос, то всё же можно определить степень вероятия его на основании данных обстоятельств, и следовательно можно правильно решить в пользу того или иного предположения».
Готфрид Лейбниц, Новые опыты о человеческом разуме, М.-Л., «Соцэкгиз», 1936 г., с. 327.
«Необходимо подчеркнуть, что во времена Лейбница взгляд на теорию вероятностей как на искусство оценки гипотез на основе данных обстоятельств был господствующим среди теоретиков вероятности. «Искусство предположения» («Ars conjectandb) - так называется фундаментальное для того времени исследование Я. Бернулли, вышедшее в свет в 1713 г.
Хотя Лейбниц и сформулировал идею создания индуктивной логики как логики степеней подтверждения, однако ни он, ни его современники дальше общих идей о возможном её использования не смогли пойти.
Осознание того, что заключения индуктивных выводов носят принципиально вероятностный характер, что из опыта самого по себе нельзя вывести необходимо истинного и всеобщего знания, с особой силой ставило перед Лейбницем вопрос о том, возможно ли и как возможно истинное фактуальное знание».
Купцов В.И., Лебедев С.А., О природе научного знания, в Сб.: Философия и наука, Изд-во МГУ, 1973 г., с. 81-82.