Отчуждение настоящего художника от массы по И.И. Гарину

«Главенствующую роль в популярной музыке играет механизм узнавания «стандарта», формирующий пассивность восприятия, навязывающий культурный примитивизм. Лёгкая музыка идеологична, потому что массова.

Категорический императив культурной индустрии, в отличие от кантовского, не имеет уже никакого отношения к свободе. Он говорит: ты должен приспособиться, но не указывает к чему; ты должен приспособиться к тому, что существует. Благодаря идеологии культурной индустрии место сознания занимает приспособление.

Так искусство становится средством подавления сознания масс.

Подлинное же искусство - антитеза миру, оно не утверждает, но отрицает: оно вскрывает тёмное в жизни и выносит ему приговор своим существованием - Кафка, Джойс, Беккет, Гавел...

Зритель ценит оперу, пишет Адорно, за иллюзию пребывания в стабильном обществе. Зритель отрицает современную музыку за то, что она адекватна обществу, то есть за утрату стабильности. Опера сегодня - ностальгия по прошлому, в неё ходят как в кунсткамеру.

Чтобы остаться искусством, а не идеологией, творчество должно поддерживать постоянное напряжение между собой и публикой, быть некоммуникабельным. В эпоху согласия масс с аппаратом господства тотальное отчуждение художника от массы - единственный способ, каким он ещё может служить людям, каким он ещё может осуществить свою просветительскую миссию, невзирая на коварную наивность культурной индустрии».

Гарин И.И., Воскрешение духа, М., «Терра», 1992 г., с. 486.