«Внезапное просветление» по патриарху Хуэйнэну

«Лю-цзу тань-цзин» («Сутра Помоста Шестого патриарха [Хуэйнэна]») - один из основных канонических текстов школы чань; первое крупное и значительное произведение китайских  чань-буддистов, в котором излагались фундаментальные положения философско-психологического учения Южной ветви школ чань, основанной шестым чаньским патриархом Хуэйнэном (638-713) и после его смерти занявшей доминирующее положение в китайском чань-буддизме.

Особое значение, которое придавалось этому тексту в развитии чань-буддизма,  подчёркивалось тем, что в его название был включён термин «сутра», хотя к разряду сутр в буддийском каноне относились тексты, содержащие слова самого Будды. Этот текст является единственным из всех оригинальных (а не переводных) произведений китайских буддистов, который был назван сутрой. Слово «помост» в его названии свидетельствует о том, что в основу текста были положены конспективные записи проповедей Хуэйнэна, произносившихся с невысокого помоста, вокруг которого располагались его ученики и последователи. Кроме  проповедей текст содержит записи его бесед с учениками и светскими последователями, стихотворные гатхи и некоторые эпизоды из его жизни. Первый вариант текста составлен ближайшим учеником Хуэйнэна Фахаем в 714 году, впоследствии появилось несколько других версий.

Центральное место в сутре занимает обоснование концепции «внезапного просветления», которая стала основополагающей концепцией Южной ветви школы чань, предопределив характерные особенности философско-психологического учения этого направления в чань-буддизме. При этом тезис о «внезапном просветлении» носил ярко выраженную полемическую направленность против Северной ветви школы чань, возглавляемой Шэньсю (605-706), который придерживался концепции «постепенного просветления», делающей основной акцент на систематическом, последовательном и поэтапном морально-психическом совершенствовании, постепенно «очищающем» сознание человека от «омрачающих» и «загрязняющих» факторов. […]

В своём обосновании концепции «внезапного просветления» Хуэйнэн опирался на основоополагающие принципы махаян-ской философии и особенно - на центральную концепцию буддизма махаяны о «пустоте» (шунъята). Исходя из этой концепции, Хуэйнэн утверждал, что все дхармы следует рассматривать как призрачные иллюзии, не имеющие истинной реальности и по своей природе «пустотные», но в то же время изначально «просветлённые» и успокоенные, поэтому нет ничего, что можно приобрести или от чего нужно освобождаться с помощью специальной практики, как нет и самой практики. Нужно только в каждый момент бытия непрерывно созерцать  «пустотность» всех дхарм, и тогда в случае спонтанного возникновения «ложной» мысли, различающей субъект и объект, эта мысль в то же мгновение будет осознаваться как «пустотная», и таким образом человек не утратит целостного восприятия бытия, избежав проявления иллюзии индивидуального «Я» и множественности отличительных признаков всех вещей и явлений феноменального мира.

Вместе с тем, следуя той же парадоксальной логике махаянистов, Хуэйнэн утверждал, что практика морально-психического совершенствования всё-таки нужна, так как привязанность к иллюзии индивидуального «Я» у «обычных» людей очень сильна и не может исчезнуть сама собой. Но это должна быть своеобразная «не-практика», в процессе которой человек не должен осознанно стремиться к освобождению от «ложных» мыслей или к очищению своего сознания от «загрязненности», что может только усилить ответный напор «ложных» мыслей или породить «загрязненность» самой чистотой, поскольку «неведение» и «просветление», «загрязненность» и «чистота» взаимосвязаны и нераздельны, а потому нельзя уничтожить одну половину этой дуальной пары противопоставлений, не уничтожив другую.

Поэтому, чтобы выйти за рамки вообще всех дуальных отношений и обрести истинное, полное и окончательное «просветление», необходимо практиковать «не-практику», не имея осознанного стремления чего-то достичь или от чего-то избавиться, а лишь свободно следуя своей истинной природе и полностью полагаясь на свою «интуитивную мудрость».

«Сутра Хуэйнэна» впервые в истории китайского чань-буддизма давшая столь детальное и развернутое обоснование концепции «внезапного просветления», сыграла исключительно важную роль в дальнейшем развитии школы чань. […]

… Хуэйнэн открыл определенный тип события (внезапное просветление), который и положил в основу религиозной антропологии».

Носов  Н.А., Три философии, в Сб.: Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты, М., «Прогресс-Традиция», 2004 г., с. 347-350.