Распространение луллизма – учения и идей Луллия после его смерти

Уже в последние годы жизни Раймунда Луллия около 50-ти магистров и докторов Парижского университета выразили письменное одобрение его учения; к числу первых приверженцев его метода можно отнести […] и кардинала Николая Кузанского.

В дальнейшем учение Раймунда Луллия так или иначе оказало воздействие на всех разработчиков mathesis universalis)), искусственных языков (космоглотики) и думающих машин, среди которых: глава кафедры луллизма в Сорбонне Бернард де Лавинхета (Bernardus de Lavinheta: Explanatio compendiosaque applicatio artis Raymundi Lulli, 1523); автор труда О сокровенной философии (De occulta philosophia, Von der geheim-en Philosophie, 1531) Корнелий Агриппа Неттесгеймский из Кёльна; Хуан Луис Вивес (Путеводитель к премудрости: Introductio ad sapientiam, 1524); Иоганн Генрих Альстед из Нассау, написавший сочинение Ключ к искусству Луллия и к истинным логикам (Clavis artis Lullianae et verae logicae, 1609); изобретатель проекционного аппарата волшебный фонарь (laterna magica) иезуит Афанасий Кирхер, создавший Великое искусство света и тени (Ars magna lucis et umbrae), Великое искусство знания (Ars magna sciendi, 1669) и Универсальную магию (Magia universalis, 1657-59), в том числе посвященную разработке технических приёмов магии анаморфозы (magia anamorphotica) и тайной перспективы (perspectiva secreta). Особенное значение имеет автор Об упрощённом построении и дополнении искусства Раймунда Луллия (De compendiosa architectura et complemento artis Raymundi Lullii, 1582), - а также De lampade combinatoria Lulliana (1587), De Lulliano specierum scrutinio (1588), Medicina Lulliana и др., - доминиканец Джордано Бруно, подведший под систему Раймунда Луллия специальную эпистемологическую базу.

Выделяя три формы разумной деятельности человека: восприятие отдельных предметов, их отождествление (и различение) и доказательство, Бруно утверждает, что в соответствии с этим и Ars magna должно складываться из: списка исходных терминов (алфавита), теории способов их комбинирования (соединения и разделения) и аргументации, основывающейся на законах сочетания терминов.

Несмотря на безапелляционное мнение Р. Декарта, согласно которому правила искусства Раймунда Луллия учат лишь тому, чтобы говорить, не задумываясь, о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы познавать это (Рассуждение о методе: Discours de la methode, 1637), уже в следующем, 1638 г. мысль о необходимости построить логику по модели математического исчисления высказывает Иоахим Юнг (Logica Hamburgensis).

В том, что можно найти известный алфавит человеческих мыслей, и что, комбинируя буквы этого алфавита и анализируя составленные из них слова, можно, как все вывести, так и все обсудить, был уверен и Г.В. Лейбниц, прямо обращавшийся при разработке собственной концепции математической логики, основанной на идее всеобщей характеристики (characteristica universalis), к творчеству Раймунда Луллия, оцененному им, впрочем, как лишь слабая тень настоящего искусства комбинаторики (при этом интересно, что Лейбниц, - опять-таки подобно Раймунда Луллия - помышлял о возможности использования логических схем в деле воссоединения христианских конфессий). Среди соответствующих сочинений Лейбница выделяются: Диссертация о комбинаторном искусстве (Dissertatio de arte combinatoria, 1666), излагающая, в частности, замысел о пазиграфии как единой методологической основе для универсального языка науки; История и преимущество языка универсальной характеристики, который, вместе с тем, может быть искусством открытия и рассуждения (Historia et com-mendatio linguae characteristicae universalis, quae simul sit ars inve-niendi etjudicandi, 1765), где осуществляется построение алфавита человеческих мыслей, предназначенного для дедуктивного вывода из него (по определённым правилам комбинирования знаков) новых содержательных концепций; а также Начала универсальной характеристики (Elementa characteristicae universalis)), 1679), Дополнения к образцу универсального исчисления (Addenda ad specimen calculi universalis))), Об универсальной науке, или философском исчислении (De scientia universalis seu calculo philosophico) и нек. др.

Характерно, что один из непосредственно вдохновлявших Лейбница источников - лингвистические исследования Дж. Далгарно (Ars signorum vulgo character universalis et lingua philosophica, 1661), направленные на создание единого мирового языка, - также несут на себе заметную печать луллианской традиции.

Продолжение